Иудаизм

Иудаизм

Иудаизм — это самая древняя из монотеистических религий мира. Из него вышли и христианство, и ислам. В отличие от многих других религий иудаизм не имеет конкретного времени своего возникновения; нет и какого-либо одного человека, которого можно было бы считать основателем рели­гии.

Иудаизм — это религия еврейского на­рода; евреи обладают очень сильным чувст­вом своей истории, и их национальное само­сознание в значительной степени определя­ется историей их религии. Иудейские святые писания начинаются словами "В начале Бог..." и говорят о сотворении мира, об Эдемском саде, о грехопадении  человека и последующей истории человечества.  В иудаизме история исполнена значения, потому что именно в ней проявляются целе­направленные деяния Бога. И в еще большей степени, чем другие религии, иудаизм невоз­можно понять в отрыве от истории. Происхождение самого еврейского наро­да берет начало в древней Месопотамской цивилизации около 3800 лет назад. Иудеи отличались от соседних народов тем, что отказались от веры во многих богов и покло­нения идолам. Вместо этого они поверили в единого справедливого и милосердного Бо­га, который дает людям закон, с тем чтобы и они стали справедливыми и милосердными. Для них путь служения Богу заключался не только в молитвах и жертвоприношениях, но и в добрых поступках. Они также верили, что Бог участвует в судьбе человечества, и даже более того. Его невозможно отделить от путей истории.

Патриархи

Первым праотцем своего народа иудеи считают Авраама. До наших дней дошел удивительный рассказ о том, как Авраам обрел веру в Единого Бога, — событии, существен­но изменившем ход мировой истории.

Авраам и идолы

В то время, когда родился Авраам, страной правил царь Нимрод. Нимрод возвеличил себя и заставлял всех поклоняться себе, как Богу. Обладая неограниченной властью, он держал всю страну в страхе, потому что о каждом шаге, о каждом поступке подданных немед­ленно доносили царю. Но однажды Нимроду предсказали, что вскоре родится человек, который превзойдет его величием. Испуган­ный Нимрод приказал убивать всех новорож­денных младенцев мужского пола. Зная об этом, мать Авраама удалилась в пустыню и там, втайне от всех, родила сына. Но вернуться с ребенком обратно она не могла. Тогда она оставила младенца в пещере, моля Бога, чтобы Он даровал ему защиту. Защитником и воспитателем Авраама стал ангел по имени Гавриил. Мальчик рос очень быстро. Однажды вечером, гуляя по долине, Авраам посмотрел на звезды и подумал: "Вот боги!" Но наступил рассвет, звезды померкли, и он сказал себе: "Нет, это не боги, я не буду поклоняться звездам ". Взошло солнце, и Авраам вновь сказал себе: "Вот мой Бог, вот кому я буду поклоняться! " Но когда солнце село, он подумал: "И это не Бог ". На небе появилась луна, и опять Авраам решил: "Я нашел моего Бога ". Но луна скрылась в облаках. "Я вновь ошибся. — воскликнул Авраам, — но я знаю: на свете есть тот, кто управляет всем ". Расставшись с ангелом Гавриилом, Авраам отправился на поиски родителей. Он разыскал свою мать к рассказал ей обо всем, что с ним произошло. Он сказал, что существу­ет лишь один Бог, великий и бессмертный, который невидим, но сам видит все. "Он в небесах над нами, и вся земная жизнь под­властна ему ", — сказал Авраам. Мать повела Авраама домой, где он встре­тился со своим отцом, Терахом. Терах изготовлял идолов, тех самых, которым должны были поклоняться люди. Он попросил вновь обретенного сына помочь ему продать неко­торых из них. На рынке к Аврааму подошла пожилая женщина и спросила, сколько они стоят. Он ответил: "Женщина, зачем ты покупаешь эти куски дерева? Мой отец сде­лал их неделю назад. Они даже моложе тебя. Почему же ты им поклоняешься?" Женщина была очень удивлена и спросила Авраама, кому поклоняется он сам. В ответ на это Авраам рассказал ей о своем Боге, который создал небеса и землю, но сам невидим. Его слова прозвучали настолько убедительно, что она поверила Аврааму и стала первой из тех, что последовали за ним. Вернувшись домой, Авраам обо всем расска­зал отцу. Ему не удалось продать ни одного идола, и Терах очень рассердился. Как-то раз Тераху понадобилось отлучишься из дома, а он сказал сыну: "Продавец из тебя никудышный, поэтому оставайся и охраняй идолов ". Авраам удивился: "Если это в самом деле боги, зачем же их защищать?" Когда отец удалился, Авраам вошел в комнату, где хранились идолы. Он попытался заго­ворить с ними, но они молчали. Тогда он пред­ложил пищу самому большому из них. Но, вернувшись через несколько часов, он обнаружил, что пища нетронута. Тогда он схватил  топор и разбил идолов. Когда отец вернулся и увидел, что произошло, он потребовал от сына объяснений. Авраам сказал: "Я принес самому большому идолу пищу. Но другие боги преисполнились ревности. Они набросились один на другого и уничтожили друг друга ". И опять Терах рассердился. Он решил показать своему вольнодумцу-сыну самого Бога — ца­ря Нимрода. При встрече Авраам рассказал Нимроду о невидимом Боге, создателе небес и земли, ко­торый вершит суд над всеми людьми, вклю­чая его самого. Царь страшно разгневался. "Нет бога могущественнее меня!" — вос­кликнул он. Нимрод велел бросить Авраама в горящую печь. Однако Авраам остался неубедим. Бог повелел ему покинуть  эти земли вместе со своей семьей и несколькими сотнями последователей отправиться в  Ханаан.      

Авраам, его жена Сарра и их семья отпра­вились в Ханаан. Библия повествует о том, как Бог заключил завет с Авраамом и обещал, что однажды вся земля будет принадлежать его потомкам.   У Авраама было двое сыновей. Исаак и Измаил, от которых берут свое начало евреи и арабы. У Исаака и его жены Ребекки также было двое сыновей — Иаков и Исав. А у Иакова было двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать колен народа Израиля. Авраама. Исаака и Иакова называют пат­риархами за их праведность и потому, что они, были прародителями еврейского народа. Господь заключил с ними завет, предрекая, что потомкам их уготована особая роль в Его про­видении. Иаков впоследствии получил имя Израиля, и именно поэтому его потомков - еврейский народ — стали называть Сынами Израилевыми. Однако формирование своего религиозно­го и национального самосознания иудеи прежде всего связывают с именем пророка Моисея и теми историческими событиями, вторые происходили в его время. Давайте к ним и обратимся.

Жизнь Моисея

Во времена Иакова его семья перебралась в Египет. В это время страной правили гиксосы — кочевой азиатский народ, который вторгся  в Египет около 1710 г. до н.э., основав пят­надцатую династию. Под их господством иу­деи процветали и множились в числе и силе. Когда же гиксосы были изгнаны из Египта в 1540 г. до н.э., пришедшие им на смену дина­стии стали считать израильтян, бывших в сою­зе с гиксосами, возможной угрозой для своей  пасти. Постепенно их стали преследовать и притеснять все сильнее и сильнее. Вероятно, в это время иудеи были порабощены. По свидетельству Библии, период рабства евреев в Египте длился около 400 лет. А в 1275 г. до н.э. во время правления фараона Рамзеса И произошел Исход евреев из Египта. Че­ловеком, освободившим свой народ от рабст­ва, был Моисей. Согласно Библии, египетский фараон, напуганный ростом иудейского населе­ния, приказал умерщвлять каждого но­ворожденного мальчика во всех еврейских семьях. Моисей избежал этой участи благодаря уловке своей ма­тери. Его усыновила дочь фараона, и он был воспитан во дворце как царский сын. Его мать, которую взяли к нему нянькой, рассказала ему, кто он на самом деле. Когда ему было 40 лет, он увидел, как египетский надсмотрщик бьет иудея. Ощутив боль раба, он ударил египтянина и убил его. Фараон узнал о поступке Моисея и приказал убить его. Моисей бежал в Мадиамскую пустыню. Через много лет, когда он уже был женат и имел сына, Моисей как-то уви­дел в пустыне куст, пожираемый огнем,  но не сгорающий. Когда он в удивлении подошел к кусту, Господь заговорил с ним:

Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести из земли сей в землю хорошую и прост­ранную, где течет молоко и мед. (Исх. 3:7-8)

Господь повелел Моисею возвратиться в Египет, чтобы вывести евреев из рабства. Однако Моисей боялся, что не сможет исполнить волю Бога. И только после долгих сомнений он вернулся в Египет вместе со своим братом Аароном. Получив поддержку старейшин Израильского народа, братья при­шли к фараону и обратились к нему:

Так говорит Господь, Бог Израилев: отпус­ти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Гос­подь, чтоб я послушался голоса Его и отпус­тил Израиля? Я не таю Господа, и Израиля не отпущу. (Исхю 5:1-2)

Фараон отказал и вместо этого дал иудеям больше работы. Тогда на Египет обрушилась вереница бедствий. Каждый раз фараон смяг­чался и просил Моисея остановить бедствие. Но когда оно кончалось, он вновь менял свое решение и отказывался отпустить иудеев. Египтяне сочувствовали иудеям, и даже слуги фараона были против него. Моисей стал пользоваться все большим уважением. Люди начали верить, что Всемогущий Бог на их сто­роне, и пожелали уйти. Последним бедствием была смерть всех первенцев египтян. Когда фараон увидел, что умер его собственный сын. он был поражен горем и разрешил иудеям уйти, Египтяне под­несли уходящим иудеям подарки - золото, серебро и одежды.

Исход

Итак, иудеи покинули Египет и ушли в пустыню. Согласно свидетельству Библии, это были шестьсот тысяч мужчин, а также женщины и дети. Фараон, однако, вскоре пришел в себя, сообразив, что лишился рабо­чей силы. Вместе с армией и 600 колесница­ми он погнался за иудеями. Перед беглецами было Чермное (Красное) море. Увидев облако пыли от приближающейся погони, израиль­тяне испугались и принялись жаловаться Моисею:

Разве нет гробов в Египте, что ты правел пас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не это ли са­мое говорили мы тебе в Египте, сказав: "оставь нас, пусть мы работаем Египтянам"? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, не­жели умереть в пустыне. (Исх. 14:11-12)

Моисей, однако, убедил их положиться на Господа. Бог повелел Моисею протянуть свой жезл над морем. Воды расступились, и пока­залось твердое дно. Израильтяне спокойно прошли по нему. Однако воды сомкнулись над преследующими их египтянами, и все преследователи утонули. Израильтяне шли через пустыню к горе Синай, а впереди, указывая им дорогу, двигался ночью — огненный столп, а днем — облачный столп. Но в пустыне было жарко, и вскоре кончились запасы еды и питья. Тут-то и пришло время народу уверовать в Господа. Израильтяне были недовольны и стали жало­ваться Моисею и Аарону;

И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египет­ской, когда мы сидели у котлов с мясом, кош мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы час в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. (Исх. 16:3)

Но Господь не оставил  Свой народ:

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и со­бирает ежедневно, сколько нужно на день... А в шестый день пусть заготовляют, что прине­сут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни. (Исх. 16:4)

Завет

В конце концов после долгих скитаний, невзгод и несчастий израильтяне добрались до горы Синай. Моисей взошел на гору, и там Господь говорил с ним:

Так скажи дому Иаковлеву и возвести сы­нам Изралиевым: Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орли­ных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблю­дать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у меня царством священников и народом свя­тым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей, и созвал ста­рейшин народа, и предложил им все сии сло­ва, которые заповедал ему Господь. И весь на­род отвечал единогласно, говоря: все, что ска­зал Господь, исполнил!. И донес Моисей слова народа Господу. (Исх. 19:3-8)

Господь показал свою любовь к народу и заботу о нем. Он освободил его из рабства и вывел из земли Египетской. Он хотел привес­ти их в Ханаан, в землю, "текущую молоком и медом". Но помимо того он желал, чтобы эти люди стали ''царством священников и наро­дом святым". Господь хотел сделать евреев Своим народом, хотел заключить с ними завет. Завет — своеобразная форма отношений. Это отношения обязывающие, сердечные, терпи-1ше — отношения взаимной верности. Глав­ное в них — взаимозависимость и терпеливая ответственность, даже если имеет место не­верность. Такие тесные отношения, посколь­ку они основаны на доверии, отличаются большой внутренней свободой. Конечно, за­ключить такие отношения можно только по своей воле. Навязать их силой нельзя. И вот, когда израильтяне приняли предло­жение Господа, Он повелел им очищаться три дня, вымыть одежды свои и не прикасаться к женам. Затем Моисей снова взошел на гору, где Господь открыл ему Десять заповедей и дал наставления в других вещах.

Десять заповедей

  • Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • Не делай себе кумира,
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его,
  • Почитай отца твоего и мать твою.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на  ближнего твоего.
  • Не желай ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20:2-17)

Таковы были заповеди Завета. Если люди будут выполнять их, они получат Божье благо­словение. Если они нарушат верность, Господь, как их отец и царь, будет наказывать их, пока они не осознают свои ошибки, не раскаются и (не вернутся к праведному образу жизни.

И пришел Моисей, и пересказал народу все Господни и все законы; и отвечал весь ирод в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. (Исх. 24:3)

Это было очень важно. Господь не требо­вал от них соглашаться с чем-то, чего они до конца не понимают. Законы были просты и справедливы. Народ ответил и согласился соблюдать законы, которые Господь дал им. Они совершили обряд Завета, чтобы сделать Завет действенным. Так народ Израиля породнился с Богом. Они перестали быть рабами злых правителей и подчиняться им. Теперь они стали детьми Бога. Как во всех семьях, отношения часто бывали сложными, однако обращения к Богу пророков Израиля показывают близость к Нему и свободу их отношений с Ним. После установления Завета Господь вновь призвал Моисея подняться в горы и получить две каменные скрижали, на которых были записаны десять заповедей. Чтобы быть достойным этого дара, Моисей постился сорок дней. В это время росли нетерпение и тревоги людей, оставшихся у подножия горы. Моисея уже долго не было с ними, и израильтяне стали сомневаться в избранных им путях. Они заставили Аарона отлить золотого тельца, которому они стали поклоняться. Бог был поражен тем, как скоро люди забыли о своих обещаниях и стали приписывать идолу чуде­са, совершенные Всевышним. Господь обра­тился к Моисею:

Поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египет­ской; скоро уклонились они от пути, кото­рый Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: "вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской'." И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак, ос­тавь меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (Исх. 32:7-10)

Однако Моисей, несмотря на то, что люди принесли ему немало разочарований и боли, встал на их защиту перед Богом. Он напомнил Богу, что Он также должен хранить Завет, ко­торый Он сам заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Но Моисей стал умолять Господа, Бога сво­его, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: "на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли" . Отврати пла­менный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: "Умножая умножу семя ваше, как звезды не­бесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно" . И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх. 32:11-14)

Тот факт, что Моисей смог изменить на­мерения Бога, показывает, что завет — это реальные, живые отношения. Позднее израильтяне построили Скинию - переносной храм, в котором был помещен Ковчег завета. В Ковчеге находились две ка­менные скрижали, и он стал центром всех религиозных традиций иудеев. Позднее — в 960 г. до н.э., во время царствования царя Со­ломона, вместо скинии был построен Храм. Эти два события — исход и Синай, осво­бождение и завет — стали двумя столпами иудейского самосознания. Это были две стороны одной медали. Свобода, данная израильтянам, должна была охраняться и гарантироваться за­ветом. Закон защищал свободу людей, так как он не позволял людям притеснять друг друга. Целью, к которой стремились израильтяне, была обетованная земля, земля благоденствия. Однако материальное благополучие, не осно­ванное на этических нормах, очень быстро привело бы назад к тирании и несправедливо­сти. Единственный путь сохранения свободы заключался в том, чтобы самим стать правед­ными людьми.

В земле Ханаанской

Итак, израильтяне продолжили свой путь в Ханаан. Однако условия для жизни в пустыне были тяжелыми, и люди часто высказывали недовольство. Им уже стало казаться, что тя­готы рабства в Египте несравнимы с их ны­нешним положением.

Сыны Израилевы сидели и плакали, и гово­рили: кто накормит нас мясом? Мы помнимрыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ны­не душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. (Чис. 11:4-6.

Моисей поведал обо всем Господу, и мы можем видеть, насколько честны были их отношения:

И сказал Моисей Господу: для чего Ты му­чишь раба Твоего? И почему я не  нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты. говоришь мне: неси его на руках твоих, как. нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего на­рода сего, потому что он тяжел для меня. Ког­да Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред  очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Чис. 11:11-15)

Наконец после многомесячных скитаний они дошли до границ земли Ханаанской. Моисей послал двенадцать человек посмотреть землю. Когда через сорок дней они верну­лись, то рассказали народу:

Мы ходили в землю, в которую ты нас посы­лал; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, си­лен, и города укрепленные, весьма большие...Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас... И подняло все общество вопль, и плакал на­род во всю ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Еги­петской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши до­станутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? (Чис. 13:27-34; 14:1-3)

Из-за недостатка веры они были обречены скитаться в пустыне еще 40 лет. Почти все из тех, что покинули Египет, умерли в пустыне. Только их дети смогли пересечь реку Иордан и войти в землю Ханаанскую. Даже Моисей смог лишь увидеть Ханаан с вершины горы перед своей смертью.

Избранный народ

Тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех наро­дов, которые на земле. (Втор. 7:6)

Иудеев порой называют избранным наро­дом. Это понятие часто вызывает непонимание и враждебность. Кажется, что это утверждение противоречит всем принципам беспристрастности и справедливости, — то, что Бог, единый для всего человечества, являет Себя только одному единственному народу. Однако многие народы считают, что они избраны Господом, и потому выше других народов и могут править ими. Евреи же, наобо­рот, видели свою избранность в возможности служить Господу и переносить все страдания, которые может повлечь за собой такое служе­ние. Поэтому избранность накладывала на них куда более строгие нравственные обязательства, чем на современные им народы. Заключив завет с Богом и приняв требования иудей­ского Закона, они несли наказание за их на­рушение:

Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. (Амос 3:2)

Еврейское понятие избранности не есть понятие исключительности. Господь любит все народы и желает спасти их все. Израиль просто должен был стать средством, служившим спасению. Благодаря этому мы можем также уяснить более общий смысл понятия избранности. Люди и народы, которые считают себя особо призванными, должны заглянуть в Библию, чтобы увидеть, какую ответственность это на них накладывает. В противном случае все это может привести к личностному, националь­ному и расовому эгоизму, что и происходило столь часто в истории человечества. К сожа­лению, многие люди и народы, считающие себя избранными для какой-то особой мис­сии, понимали это в том смысле, что имеют безграничные права и не совершают ошибок. Ветхий Завет, напротив, представляет собой исключительно честный перечень всех ошибок и грехов, совершенных еврейским народом. В этом Ветхий Завет не имеет себе равных. В то время как другие народы старались скрыть свои позорные деяния и превознести свои достижения, Ветхий Завет рассказывает обо всех прегрешениях народа, а все его добрые дела приписывает Богу.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru