Протестантизм: главные особенности вероучения

Протестантизм: главные особенности вероучения

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Подробнее...

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru