Учение ислама

Учение ислама

Мусульмане верят, что откровение Бога  приходило к людям в четыре этапа. Сна­чала через Авраама Бог явил свое единство; потом через Моисея дал людям   Десять заповедей; затем через Иисуса Христа открыл, что мы должны возлюбить ближнего, как самого себя; и, наконец, через Мухаммеда.

Он открыл, как осуществить это в личной и об­щественной жизни. Ислам учит человека идти прямым путем. Этот образ жизни включает нравственную, экономическую, общественную и политическую сферы, и ислам дает четкое объяснение того, как отдельный человек и общество в целом должны проявлять себя в этих областях.

Коран

Мусульмане верят, что окончательный смысл человеческой жизни может быть достигнут, только если подчинить себя Богу. Единственное предназначение человека быть абдом, что означает "поклоняющийся" и "слуга Бога". Однако как мы можем понять, какой жизни хочет от нас Бог? Поскольку Бог справедлив, Его долг — открыть Свою волю и дать людям заповеди, согласно которым мы должны жить. Бог многократно открывал Свою волю через пророков. Беда в том, что люди неиз­менно сходили с истинного пути, игнорируя и забывая данные Богом принципы социальной этики и морали, называемые в исламе "шари­атом". Но Бог не заставлял людей возвращаться на путь праведности, ибо Он даровал им свободу и чувство ответственности. Вместо этого Он наделял праведных людей даром пророчества. Мусульмане верят, что по меньшей мере 124 000 пророков приходили, чтобы своим личным примером указать людям правильный путь. В этом ряду пророков пятеро занимают осо­бое место — Ной, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед, пришедший последним как "печать пророков". Каждый из пророков получил полное откровение книги по­знания Бога. Однако мусульмане считают, что эти книги и учения целиком не сохранились. Учение Авраама было утеряно полностью, а от­кровения, полученные Мо­исеем и Иисусом Христом, были записаны через много лет после их смерти. В ре­зультате часть откровения оказалась утраченной, а не­которые концепции были добавлены позднее. Однако несмотря на это мусульмане признают откровения как иудаизма, так и христиан­ства:

Скажите: "Мы уверова­ли в Аллаха и в то, что ниспослано... Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было да­ровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы пре­даемся. (Коран 2:130)

В Коране Бог через Мухаммеда открыл то же, что и прежде:

Не говорится тебе ничего, кроме того, что говорилось посланникам до тебя. (Коран 41:43)

Мухаммед позаботился о том, чтобы все полученные им откровения были записаны, приведены в порядок и проверены при его жизни. Они были сведены в 114 сур, или глав, и в такой форме Коран существует по сей день. Таким образом, для мусульман его авто­ритет окончателен, каждое слово священно и неизменно. Мусульмане верят, что Коран - окончательное и совершенное откровение Бога. Однако, согласно Корану, все эти от­кровения Книги — лишь ограниченное прояв­ление безграничного знания Бога:

Если бы все то, что на земле из деревьев, — перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха.  (Коран 31:26)

Согласно библейской истории, между Бо­гом и человеком несколько раз был заключен завет. Обсуждая иудаизм, мы уже говорили о том, что завет — это соглашение между людь­ми и Богом. Метафоры, используемые для обозначения этих отношений, — "родитель и дитя", "муж и жена", подчеркивают близость этой связи. Согласно Библии, Господь заклю­чил завет с Ноем, Авраамом, Моисеем, царем Давидом и Иисусом Христом. В соответствии с Кораном содержащееся в нем откровение является новым заветом, который венчает все предыдущие.

Хадисы

Хадисы, или "традиция", - это записи слов, деяний и поучений пророка Мухаммеда. После смерти Мухаммеда появилось множе­ство собраний его высказываний и деяний. К ним относятся с большим уважением, однако существует четкое разделение между Кораном и хадисами.

Шариат

И это — моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили бас от Его дороги. Это Он завещал вам — может быть, вы будете богобоязненны. (Коран 6:153)

Бог не принимает веры, если она не выраже­на в делах; он не принимает дел, если они не подтверждают веры. (Хадисы)

Как только мусульманин открывает глаза и осознает Бога, самыми важными вопросами становятся: "Что мне сейчас делать? Как я должен жить?" Осозна­ние Бога изменяет отношение мусульмани­на к собственному по­ведению и не позволя­ет ему делать многие вещи, которые служи­ли бы лишь его эгоис­тичному удовольствию. Мусульмане полага­ют, что многие обще­ства предпринимали неоднократные по­пытки установить справедливость, не ставя свои законы в зависимость от Божь­ей воли, но без помощи Бога эти попытки не имели успеха. Несмотря на важность пра­ведной жизни каждого человека, истинной справедливости можно достичь только в том случае, если все общество будет следовать воле Бога. Отдельные люди и все общество должны вместе найти шариат, что значит "путь", и следовать ему. Шариат - это закон, определяющий для мусульманина правильность или ложность каждого его поступка. Шариат устанавливает критерии, в соответствии с которыми можно судить обо всех поступках, образе жизни, от­ношениях между людьми, в обществе и с са­мим собой. Следовать шариату — означает вести жизнь, полную нравственной ответственности. Если все люди будут жить таким образом, считая всех людей единой семьей; осознавая их пра­ва и защищая их; страдая, если их обижают; стремясь делать им добро, а не зло, — это зна­чит, что они начнут жить согласно шариату.

Основа шариата — мудрость, благо людей в этом мире, а также в мире ином. Это благо состоит в абсолютной справедливости, заботе и мудрости. Все, что ведет от справедливости к гнету, от милосердия к жестокости, от мудрости к глупости, не имеет ничего общего с шариатом. (Ибн Каим, известный мусульманский учитель)

Важно отметить, что, хотя ислам говорит о важности религиозной практики, эта духовность тесно связана с повседневной реальнос­тью. Внешние проявления религиозности зави­сят от внутреннего настроя верующего, и цель, таким образом, заключается в том, чтобы сохра­нить гармонию и целостность между внутрен­ним и внешним аспектами жизни. Иными сло­вами, долг мусульман состоит не только в том, чтобы постоянно помнить о Боге -  каждое слово и поступок должны отражать их связь с Богом. Весь образ жизни мусульманина должен выражать подчинение Божьей воле, и все совер­шаемые поступки должны быть направлены на то, чтобы доставить радость Богу.

Правила поведения

Коран - основа шариата, и дополнением к нему являются учение и пример Мухаммеда. Применяя шариат к современному миру, мусульмане на основе разумных суждении принимают решения о том, какие действия окажутся в наибольшем соответствии с Кора­ном и хадисами. При этом они имеют в виду следующее:

  • мнение уважаемых людей;
  • предыдущие решения и прецеденты;
  • справедливость и заботу об общем благе;
  • общепринятость.

Это определяет пять категорий поведения;

  • фард — то, что делать необходимо, напри­мер молитва;
  • харам — то, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, например упо­требление алкоголя;
  • мандуб - рекомендуемые действия, на­пример бескорыстное гостеприимство;
  • макрух - незапрещенные, но неодобряе­мые действия, например развод;
  • мубах — действия, определяемые совес­тью, потому что на этот счет нет твердых правил, например курение. Как и другие религии, ислам учит, что каж­дый человек несет ответственность за собст­венную духовную жизнь:

А кто приобретет грех, тот приобретет ею против самого себя. (Коран 4:111)

Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблу­дился во вред ей. (Коран 10:108)

То, как человек проживет свою жизнь, определяет его посмертную судьбу. В соответствии с этим душа может попасть в рай или ад, и Коран дает их четкое и живое изображе­ние. Рай изобилует глубокими реками с про­хладной кристально чистой водой, сочными плодами и зеленью, безграничным плодоро­дием и прекрасными домами с расторопными слугами. Ад, напротив, описывается как место, полное расплавленного металла, кипящей жидкости и всепожирающего огня. В то время как одни люди воспринимают эти описания буквально, другие рассматривают их как символические метафоры. Поскольку человек несет ответственность и свою жизнь, Создатель наделил его свобо­дой. Так что и религиозная жизнь должна проистекать от свободного выбора каждого человека. Поэтому Коран говорит:

Нет принуждения в религии. (Коран 2:257)

Мусульманин - это тот, кто по своей сво­бодной воле выбрал подчинение Богу. При этом подчинение Богу разрушает всякое дру­гое рабство - человек больше не является слугой другого человека, идеологии или уч­реждений. Отдавая себя во власть Бога, чело­век становится халифом Бога, или его пред­ставителем на земле.

Джихад

Понятие джихад означает "стремление" и относится к любой деятельности человека,  продиктованной любовью к Аллаху. Для большинства мусульман это означает сознатель­ное усилие, направленное на то, чтобы как можно лучше служить Аллаху, вести жизнь, полную самопожертвования, любви и сочув­ствия к другим. Именно эту борьбу против собственного эгоизма Мухаммед называл "великим джихадом".  Это слово также используют, описывая военное положение, когда мусульмане призваны сражаться за честь или сохранение своей веры. Джихад не означает принуждения дру­гих людей к принятию исламской веры; он от­ражает стремление создать общество, где все люди свободно могут подчиняться законам Аллаха, предоставляя другим верить или нет в соответствии со своими желаниями. Обычно, осознав царящую в обществе не­справедливость, люди надеются, что если открыть правителям на это глаза, то совесть заставит их исправить положение.

Лучший джихад — это говорить правду в лицо тирану. (Хадисы)

Иногда, однако, этого не происходит и воз­никает необходимость принять решение, что делать дальше. Мусульмане считают, что, если человек, группа людей или правительство пы­таются навязать правила, неприемлемые для воли Аллаха, им нужно сопротивляться, а если необходимо, то и силой. Мусульмане верят, что война в таких об­стоятельствах может быть оправданной, но ее цель - установление справедливости и мира. Когда противник побежден, то сразу следует обратиться к принципу милосердия и прекра­тить все военные действия. Раненым солдатам противника полагается точно такой же уход, как и своим солдатам, а женщинам и детям противника никогда нельзя приносить вреда. Как говорил Мухаммед,

Ненавидь врага умеренно; завтра он может стать другом. (Хадисы)

Равенство людей

Мусульмане верят, что в начале времен Бог создал мужчину и женщину и что все ныне живущие люди произошли от этой пары. Не­когда все имели одну религию и говорили на одном языке. Однако, распространившись по свету, люди разошлись в обыча­ях и языках и разделились на племена. Их физические черты изменились, приспособившись к разным климатическим услови­ям. И впоследствии эти различия привели к возникновению пред­рассудков по поводу расы, цвета кожи, национальности и языка. Ислам, однако, провозгла­шает, что, поскольку все про­изошли от одних родителей, то все люди - братья и равны в своем положении. Единствен­ные различия между людьми, которые ислам считает важны­ми, — это различия в вере и нравственном поведении. Если двое детей одной матери имеют разные убеждения, они ведут разный образ жизни. Однако два человека с разных концов земли идут в жизни по одной дороге, если у них одна вера и нравственные ценности. Та­ким образом, ислам стремится создать обще­ство людей, основанное не на национальности, расе или цвете кожи, а на единой вере и нравственных принципах. Поэтому внутри ислама нет расовых, классовых и национальных различий. Мухаммед сурово обличал нацио­нализм:

Тот, кто провозглашает национализм, — не один из нас; и кто умрет за дело национа­лизма, тот не один из нас. Национализм озна­чает помощь своему народу в неправом деле. (Хадисы)

Дом Ислама

Мусульманин должен славить Бога всей своей жизнью. Поэтому даже принятие пищи и создание семейных отношений могут стать частью служения Аллаху, если мусульманин подходит к этому с правильным сердцем. Вот почему мусульмане говорят о "Доме Ислама". Так же, как мы живем всю жизнь в своем доме, мусульмане могут жить всю свою жизнь в Доме Ислама. Каждый мусульманин должен жить с Богом — не только во время молитвы, но постоянно; чтобы Бог присутствовал в каждом поступке, каждом принимаемом решении, каждом желании.

А когда бы закончите молитву, вспоминай­те Аллаха — стоя, сидя и на своих боках. (Коран 4:104)

Основа Дома Ислама — Коран. На Ближ­нем Востоке почти все дома поддерживались столпами. Поддержка Дома Ислама - пять столпов ислама: свидетельство (символ веры), молитва, милосердие, пост и палом­ничество. Пять столпов - это принципы, ко­торые регулируют частную жизнь мусульма­нина и четко объясняют, что от него требует­ся для подчинения Богу. Каждому дому требу­ется крыша, и крыша Дома Ислама — Свя­щенный закон, шариат.

Пять столпов ислама

1. Шахад (символ веры)

В каждой религии содержатся утвержде­ния, которые помогают ее последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Символ веры ислама таков:

Ла-илаха-илла-Аллах.   Мухаммадун расулуллах.

Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его.

В этой фразе содержится суть того, во что необходимо верить, чтобы быть мусульманином. Эти слова, произнесенные с искренним чувством по-арабски, означают обещание подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорожденному младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слона по нескольку раз в день, по крайней мере один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и искренней убежденностью в его истинности.

2. Салат (молитва)

Коран называет человека "богопочитателем" и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва к веропочитание в исламе - это не только личная обязанность, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он создание, а не Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются по­ставить себя в центр мироздания, а это не­пременно ведет к саморазрушению. Человек - создание, и вся жизнь его обретает свое место и верную перспективу, только когда он осознает это. Так что молитва для мусульман означает естественное стремление человечес­кого сердца изливать свою любовь и благодар­ность к своему Создателю, а также помогает сохранить верное понимание своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Салат — это название молитвы, которую мусульманин произносит пять раз в день. По­сле ритуального омовения мусульмане собира­ются вместе всей общиной, выстраиваются в ряд. простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сестры во всех уголках земного шара делают то же самое, создает чувство принад­лежности к всемирному братству, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Молитва очищает сердце и приносит духов­ный и нравственный рост. Ее цель заключает­ся в том, чтобы приблизить людей к Богу; принести им чувство мира и покоя; напомнить о равенстве, единстве и братстве; способство­вать благодарности и смирению; укрепить дисциплину и силу воли; отвлечь от личных забот; учить чистоплотности, чистоте и пунк­туальности; успокоить страсти и подавить низменные инстинкты.Cодержание молитвы сводится к восхвале­нию Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и прощении.

3. Закат (милосердие)

Ислам учит, что Бог дает человеку богатство для пользы всего человечества, и поэтому необходимо делить его с другими. По-арабски закат означает очищение, и одно из объясне­ний этого понятия заключается в том. что богатство может быть обращено во зло и тем самым отделить человека от Бога. Цель уплаты закат состоит в том, чтобы освободить ваше богатство от жадности и эгоизма. Это попыт­ка очистить сердце от страсти к деньгам и стремления удержать их. Материальный достаток весьма важен в жизни, но одни имеют больше других. Ислам не задается вопросом, почему так происходит, но дает совет, что нужно делать в этой ситуа­ции. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны облег­чить бремя тех, кому везет меньше. Мухаммед ввел такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, жела­ющим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключенным и странникам.

Тот не верующий, кто ест досыта, когда ближний рядом голодает. (Хадисы)

При этом Коран подчеркивает, что отно­шение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высоко­мерия и пустых слов. Поэтому закат платится тайно, чтобы бедным не было стыдно прини­мать помощь и чтобы поступок богатых не вызвал фальшивой хвалы и восхищения, так как они всего лишь выполняют свой долг.

4. Саум (пост)

Рамазан — священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был впервые призван как пророк. Поэтому во время рамазана мусульмане пра­зднуют получение Корана. В этом месяце все мусульмане, которым позволяет здоровье, от рассвета до сумерек отказывают себе во всех чувственных удовольствиях. Саум, или пост, — это умышленное усмирение плоти воле­вым актом.

О те, которые уверовали! Предписан вам пост... на отсчитанные дни... А чтобы вы по­стились, это — лучше для вас, если вы знаете. (Коран 2:179-180)

Пост во время рамазана означает воздержание не только от пищи, но и от питья, курения, а так­же от интимных отношений. Помимо этого не­обходимо сознательно стремиться к тому, чтобы избегать любых злых мыслей и поступков.

Если не прекратишь лгать, Богу нет нужды, что ты не ешь и не пьешь. (Хадисы)

После нескольких часов поста мы начинаем ощущать чувство голода. В этот момент и наступает время для сознательного контроля за собой, чтобы не инстинкты, а разум и воля определяли нашу жизнь. Путь к послушанию постепенно становится легче, и удержи­вание от соблазна тоже. В течение рамазана изменяется по­ведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размыш­лений. Это период, когда вновь утверж­даются социальные отношения, поощ­ряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет человека задуматься, пораз­мыслить о своем духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, легче будет умерить свой аппетит и в другое время. Он также на­поминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовется на страдания окружающих.

5. Хадж (паломничество)

Заветное желание каждого мусульма­нина - совершить хадж, или паломниче­ство, в Мекку. Хадж означает "путь с определенной целью", и обязанность каждого мусульманина, который может себе это поз­волить и физически способен на это, — совершить его хотя бы раз в жизни. Символика хаджа восходит к заре челове­ческой истории, к Адаму и Еве, а после - к Аврааму. Согласно вере мусульман, в одном из мест, посещаемых во время хаджа, Адам и Ева примирились с Богом, а в другом Авраам должен был принести в жертву своего сына; в эту местность отправилась Агарь, покинувшая дом Авраама, и здесь же Авраам и Измаил построили святилище, впоследствии названное Каабой. В течение почти 4000 лет Кааба была святым местом. Поэтому, когда мусульманин предпринимает хадж, он идет по стопам Адама и Евы, Авраама, Агари и Измаила, как бы про­живая заново важные эпизоды из их жизни.  Цель хаджа заключается в том, чтобы укре­пить преданность паломника Богу. Он также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают с себя одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положении и достатке: царь и раб равными предстают перед Богом. Первым действием в знак любви к Богу является обход вокруг Ка­абы семь раз быстрым шагом, в любое время дня и ночи. За этим следуют другие обряды, изображающие сиены из библейской жизни, и посещение других мест. Паломничество объединяет людей раз­ных стран, показывая, что у них есть общая вера, превосходящая верность мир­ским правителям и государствам, которые часто враждуют друг с другом. Паломники узнают о своих братьях в других концах мира и возвращаются домой с лучшим по­ниманием друг друга. В 1939 году только 60 000 верующих совершили хадж, а в 1990 — уже более 2,5 миллиона паломников со всего мира.

И это пройдёт…

Из книги Мойдеха Байат и Мухаммеда Али Джамни "Притчи страны Суфи".

Один дервиш, проделав долгий и трудный путь через пустыню, наконец пришел к людям. Деревня называлась Песчаные Холмы; было сухо и жарко. Кроме сена, которым кормили скот, и нескольких кустов там не было никакой растительности. Главным средством к существованию жителей Песчаных Холмов был скот; если бы там была другая почва, они бы могли заниматься и земледелием. Дервиш вежливо спросил про­хожего, где он мог бы получить немного пищи и ночлег. "Ну, — сказал человек, поче­сав в затылке, — в нашем поселке такого места нет, но я уверен, что Шакир будет рад приютить тебя на ночь". Потом человек показал ему, как пройти к дому Шакира, чье имя значит "тот, кто постоянно благодарит Бога". По пути к дому Шакира дервиш остановился около небольшой группы стариков, куривших трубки, чтобы еще раз справиться о дороге. От них он узнал, что Шакир -самый богатый человек в деревне. Один из стариков сказал, что у Шакира больше тысячи голов скота, "а это больше, чем у Хаддада, который живет в соседней деревне". Вскоре дервиш стоял перед домом Шакира, восхищаясь им. Шакир оказался чело­веком добрым и гостеприимным. Он уговорил дервиша погостить у него пару дней. Жена и дочери Шакира были такими же добрыми и предупредительными и предлагали дервишу все лучшее. Когда он уходил, они даже дали ему пищи и воды на дорогу. По пути обратно в пустыню дервиш ломал голову над прощальными словами Шакира. Дервиш сказал ему: "Слава Богу, что ты богат".

- Дервиш, - ответил Шакир, -- пусть тебя не обманывает внешнее, ибо и это пройдет.

Дервиш уже много лет следовал пути Суфи и понимал, что все виденное и слышанное им содержит в себе урок и поэтому достойно того, чтобы размышлять над ним. Собст­венно, именно для этого он и предпринял свое странствие — чтобы большему научить­ся. Слова Шакира не выходили у него из головы, и он не был уверен, что правильно понял их смысл. Сев в тени дерева для молитвы и медитации, он вспомнил из своего суфийского уче­ния, что, если он будет хранить молчание и не станет делать поспешных выводов, он найдет ответ. Его учили молчать и не задавать вопросов, ибо, когда наступит время для его просветления, он все сам поймет. Поэтому он закрыл двери своих мыслей и погру­зил душу в глубокое созерцание. Так прошло около пяти лет; он странствовал по разным землям, встречал новых людей и учился на своем опыте. Все это время, по суфийскому обычаю, он оставался молчаливым, сосредоточившись на том, что говорило ему сердце. Однажды странствия вновь привели дервиша в Песчаные Холмы — ту самую дерев­ню, где он останавливался несколько лет назад. Он вспомнил своего друга Шакира и спросил о нем. "Он живет в соседней деревне, — сказали ему.

- Теперь он работает у Хаддада". Удивленный дервиш вспомнил, что Хаддад — это второй богач округи. Обра­довавшись, что увидит Шакира, он бросился в соседнюю деревню.

У роскошного дома Хаддада дервиш встретил Шакира. Тот сильно постарел и был одет в лохмотья. "Что с тобой случилось?" - спросил дервиш. Шакир ответил, что три года назад наводнение оставило его без дома и без скота. Он и его семья стали работать у Хаддада, который благополучно пережил наводнение и теперь слыл первым богачом округи. Такой поворот судьбы, однако, не изменил доброго и приветливого характера   Шакира и его семьи. Они дружелюбно принимали дервиша у себя в домике несколько дней и дали ему на дорогу пищи и волы.

- Как мне жаль, что такое случилось с тобой и с твоими родными. Я знаю, что у Бога на вес есть причины, — сказал перед уходом дервиш.

- Да, но не забывай — и это пройдет.

Голос Шакира продолжал звучать в ушах дервиша. Улыбающееся лицо и спокойст­вие Шакира не выходили у него из головы. "Что же он теперь имеет в виду?'" Дервиш уже знал, что в прошлый раз слова Шакира означали предчувствие того, что с ним слу­чится. Но на сей раз он не мог понять, чем вызвано такое оптимистичное замечание. И снова он перестал думать об этом, предпочитая подождать ответа. Прошли месяцы и годы, а стареющий дервиш все продолжал странствия. Как ни странно, дороги все время приводили его в деревню, где жил Шакир. На этот раз он оказался в Песчаных Холмах только через семь лет. и к этому времени Шакир снова разбогател. Теперь он жил в самом большом доме, принадлежавшем раньше Хадладу. а не в малень­кой хижине. "Хаддад умер пару лет назад, — сказал Шакир, — и, поскольку у него не было наследника, он решил оставить мне свое имущество в награду за верную службу.

Погостив у Шакира, дервиш приготовился к долгому путешествию. Он собирался пересечь Саудовскую Аравию и совершить пешком паломничество в Мекку — это была давняя традиция. Его прощание со старым другом было таким же, как и раньше. Шакир повторил свое любимое присловье: "И это пройдет". После паломничества дервиш отправился в Индию. Вернувшись к себе на родину, в Персию, он решил еще раз навестить Шакира, чтобы узнать, что с ним происходит. И снова он пришел в деревню Песчаные Холмы. Но вместо своего друга Шакира он на­шел там скромную могилу с надписью: "И это пройдет". Он удивился еще больше, чем тогда, когда Шакир сам произносил эти слова. "Богатство приходит и уходит, — думал он, — но как может измениться могила?"

С тех пор дервиш решил посещать могилу друга каждый год и проводить несколько часов в размышлении над завещанием Шакира. И вот в одно из своих посещений он увидел, что и кладбище, и могилу смыло наводнением. Теперь у старого дервиша не осталось ничего от человека, судьба которого столь необычно переплелась с его собственной жизнью. Дервиш несколько часов стоял на развалинах кладбища, глядя в землю. Наконец он поднял голову к небу и вдруг, как бы открыв тайный смысл, кивнул а знак согласия и сказал: "И это пройдет". Когда дервиш совсем состарился и не мог больше странствовать, он решил осесть и прожить остаток жизни в тишине и покое. Шли годы, и старик помогал тем, кто при­ходил к нему за советом, и делился опытом с молодыми. Люди шли к нему отовсюду, потому что он славился своей мудростью. Наконец слух о нем дошел до главного совет­ника царя, который как раз искал мудреца.  Дело было в том, что царь пожелал, чтобы ему сделали кольцо, на котором была бы такая надпись, прочитав которую царь мог бы в печали развеселиться, а в радости — загрустить. Были наняты лучшие ювелиры, многие мудрецы предлагали свои варианты над­писи, но царю ничто не нравилось. И тогда советник написал дервишу, объяснив, в чем дело, прося о помощи и приглашая его во дворец. Дервиш, не выходя из дома, послал ему ответ. Через несколько дней кольцо с изумрудом было готово и доставлено царю. Царь, который уже много дней пребывал в унынии, неохотно надел его на палец и с разоча­рованным вздохом взглянул на него. И вот на его лице появилась улыбка, а через несколько минут он уже громко смеялся. На кольце была надпись: "И это пройдет".

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru