Учение Конфуция

Учение Конфуция

Обычаи и традиции являются той основой, которая определяет жизнь общества. В результате многочисленных проб и ошибок про­исходит постепенное осознание того, какой образ жизни приносит процветание всем и каждому. Эти приводит к появлению обычаев, которые передаются из поколения в поколе­ние, прежде всего в семьях.

В семье человек узнает о принятых в обществе ценностях и о надлежащем стиле поведения. Если обычай становится неуместным, он либо исчезает, ибо изменяется. В таком обществе не нужны законы, потому что люди с раннего детства впитывают принятые нравственные ценности и следуют им в жизни.В Древнем Китае происходило не больше бурных событий, чем в других странах. Тем не менее между VIII и III веками до н. э. пала долго правившая династия Чу. Потеря госу­дарственной власти сопровождалась разложе­нием общества. Место централизованного правительства заняли враждующие военачаль­ники и искавшие обогащения вельможи. Ры­царское благородство исчезло, истреблялись целые поселения, включая женщин и детей. В людях исчезло милосердие и бескорыстие, традиции и обычаи прошлого были забыты, привычные авторитеты подорваны.В таких ситуациях в обществе часто появ­ляются различные группы, предлагающие различные и порой противоречащие друг дру­гу пути решения государственных проблем. Двумя наиболее значительными группами Китая были реалисты и моисты.

Реалисты

Последователи группы, руководителем ко­торой был Хан Фей, утверждали, что предла­гаемый ими путь позволит преодолеть царя­щую повсюду анархию. Они были убеждены, что:

  • люди эгоистичны, жадны, похотливы и ленивы;
  • сила — единственное, что они способны понять;
  • необходимы четкие, подробные законы;
  • законы нужно постоянно и резко ужес­точать;
  • порядок должны ввести и поддерживать правители, ибо только они знают, что нужно для будущего страны.

Моисты

Другую группу, предлагающую диамет­рально противоположное решение, составля­ли последователи Мо-Цзы. Они считали, что конфликты между людьми и государствами происходят из-за недостатка взаимной любви. Поэтому они провозглашали не силу, а всеоб­щую любовь.

"Всеобщая любовь означает, что на чужие го­сударства нужно смотреть как на свои, на чу­жие дома как на свои, на чужестранцев как на ближних своих. Когда все люди в мире полюбят друг друга, сильные не будут подавлять слабых, большинство не будет угнетать меньшинство, богатые не будут эксплуатировать бедных, сильные мира сего не станут презирать убогих, а хитрые — обманывать простаков."

Мо-Цзы

Конфуций видел, что пути, предлагаемые реалистами и монетами, не смогут помочь стране выйти из кризиса — в лучшем случае они лишь ненадолго улучшат положение. Он не принимал программы реалистов, потому что она была непрактичной и поверхностной. За­кон хорош в суде над преступниками, но слиш­ком груб для повседневной жизни. Законы мо­гут устанавливать условия брака и развода, но не могут породить ни любви, ни дружбы.

"Не хуже других я могу рассудить тяжбу. Но стремиться нужно к тому, чтобы тяжб вовсе не было."

Конфуций также не разделял воззрений моистов. Когда Конфуция спрашивали: "Следует ли любить своих врагов, тех, кто противостоит нам?" - он отвечал: "Ни в ко­ем случае. Отвечайте на ненависть справедли­востью, а на любовь благосклонностью. Ина­че вы зря потратите свое благоволение". Бо­лее того, он считал, что такая неразборчивая любовь подрывает самые основы общества: "Если относиться к чужому, как к отцу, кон­чишь тем, что будешь относиться к отцу, как к чужому."

Вполне естественно и правильно любить родителей больше, чем других членов семьи, членов семьи — больше, чем односельчан, и так далее, вплоть до всего человечества. Конфуций считал, что начало всякой любви — любовь к родителям; только обладая ею, можно постепенно проникнуться благос­клонностью ко всему человечеству. Поэтому для Конфуция равная любовь ко всем озна­чала отрицание любви к родителям.

Решение Конфуция

Конфуций понимал, что упадок традиции сопровождается потерей нравственных ценностей. Поэтому люди утратили чувство при­личия и перестали подобающе вести себя, Конфуций предлагал изменить систему обра­зования так, чтобы основой ее стало воспита­ние нравственности, и тогда молодежь вновь начнет воспринимать ценности как нечто естественное и нормальное. Только непри­нужденная душевная доброта людей может служить основой для восстановления общест­венного спокойствия и порядка. Хотя Конфуций всегда обращался к автори­тетам прошлого, он все-таки был новатором, Он не стремился буквально возродить старые традиции, что, как он понимал, было и невоз­можно, и бесполезно. Вместо этого он предла­гал изменить и обновить устои прошлого, чтобы они соответствовали духу нового времени. Вот основные элементы учения конфуцианства, которые стали традицией и образова­ли основу для возрождения и долголетия восточной цивилизации.

1. Жэнь

Для Конфуция благоволение (жэнь) явля­ется самым главным нравственным качеством, каким может обладать человек. Эта добродетель состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений.Ученик спросил: "Есть ли одно слово, которым можно руководствоваться в свои поведении всю жизнь?" Конфуций ответил "Возможно, это слово — взаимность. Не по ступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой ". Цу Чан спросил Конфуция о смысле Жэнь, Конфуций ответил: "Быть способным повсюду воплощать пять способностей означает обла­дать Жэнь". В ответ на мольбу ученика пове­дать об этих способностях Конфуций сказал: "Это уважение, великодушие, искренность, се­рьезность и доброта. Обладая уважением, вы избежите оскорблений; великодушием вы заво­юете людские сердца; ваша искренность вызо­вет доверие; благодаря серьезности вы добьетесь успеха, а обладая добротой, вы сможете наставлять других ".

Человек, обладающий жэнь, настолько ве­ликодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него "в пределах четырех морей все люди — братья и сестры ".

2. Цзюнь цзы

Цзюнь цзы — это идеальный нравственный характер, к которому каждый должен стре­миться. Обычно это переводится как "благо­родный муж" или как "высший человек", а мо­жет быть, и просто "зрелый человек". Конфу­цию принадлежит много изречений о том, ка­ким должен быть "благородный муж".

  • Благородный муж.
  • Благородный мух винит себя; ничтож­ный муж винит других.
  • Благородный муж знает, что праведно. Ничтожный — знает, что принесет ему выгоду.
  • Благородный муж указывает другим, что в них есть хорошего; он не указыва­ет другим, что в них есть плохого. Ни­чтожный — поступает наоборот.
  • Благородный муж стыдится, если сла­бо его расходится с делом.
  • Благородный муж не любит тех, кому нравится бранить других или обна­жать их слабости. Он не любит низ­ших, что клевещут или распространя­ют порочащие слухи о высокопостав­ленных.
  • Он не любит тех, кто упрям и не сдержан приличиями. Он не любит тех, чья решительность не сдобрена пониманием.
  • Подлинная мужественность состоит в осознании своего истинного "я" и вос­становлении нравственного порядка и дисциплины. Если человек способен хо­тя, бы на день осознать свое истинное "я" и полностью восстановить нрав­ственную дисциплину, мир последует за ним. Лишь от тебя зависит, быть ли настоящим человеком. Причем тут другие?

3. Ли

Конфуций считал, что идеальный общест­венный порядок может быть установлен только с помощью ли. Ли — это принцип взаимного уважения и почтения. Ли — это многозначное слово, обозначающее порядочность, вежли­вость, церемонию, ритуал и идеальный об­щественный порядок, при котором каждый находится на своем месте. Идеальным счита­ется такое общество, где свобода существует, но не порождает конфликтов и несправедли­вости, потому что все люди высоконравствен­ны и ведут себя подобающе по отношению к другим. Родители должны быть хорошими родителями, дети — хорошими детьми, пра­вительство — уметь управлять, а граждане — быть достойными гражданами. Если в стране все люди достигли внутренней зрелости, это приведет к покою и согласию. В таком обще­стве и правительство будет не нужно. Поэтому Конфуций, отвечая реалистам, говорил: "Можно направлять людей правительственны­ми методами и управлять ими при помощи угроз и наказаний. Тогда люди постараются избежать тюрьмы, но не обретут ни чести, ни стыда. Ес­ли же направлять их добродетелью и управлять ими с помощью ли, люди не только обретут чув­ство чести и стыд, но и станут лучше." Конфуций понимал, что люди не выполня­ют своих обязанностей. Правительства, вмес­то того чтобы служить народу, эксплуатируют его; отцы ведут себя не так, как подобает от­цам, а сыновья — не так, как приличествует сынам. Если бы люди научились быть хоро­шими сыновьями, отцами и правителями, то гармоничный и нравственный общественный порядок возник бы сам собой.

Пять отношений:

  • Отец и сын
  • Муж и жена
  • Старший брат и младший брат
  • Старший друг и младший друг
  • Правитель и подданный

Конфуций определил пять типов отноше­ний, которые, как он считал, составляют основу общества. Для здорового общества необходим правильный порядок этих отношений; каждому приличествуют свои нормы общения и поведе­ния. Когда люди знают, как вести себя в оп­ределенной ситуации, они чувствуют себя раскованно и свободно, где бы они ни находи­лись. Если же мы не знаем, как себя вести, то чувствуем себя очень неловко, "не в своей тарелке". Помимо того что нам не по себе, мы можем нечаянно обидеть других. Поэтому Кон­фуций придавал такое значение этикету. Конфуций хотел восстановить существовав­шие ранее ритуалы и традиции. Он понимал, что соблюдаемые людьми традиции отражают степень их уважения к Богу и друг другу. Существуют определенные правила и обряды, которые следует выполнять в храме. Другие правила определяют поведение людей в обще­стве. Правительства также должны следовать определенным нормам. Различные обряды и предписания сопровождают человека на про­тяжении всей его жизни: рождения, юности, брака и смерти. Эти традиции помогают опре­делить отношения между людьми.

"Что есть человеческие обязанности? Добро­та отца, сыновняя почтительность сына, благородство старшего брата, смирение и уважение младшего брата, доброе поведение мужа, послушность жены, благосклонность старших, послушание младших, милость прави­теля и верность подданных". (Конфуций)

Конфуций предупреждал, что нарушение этих норм ведет к хаосу в обществе. Если к обряду бракосочетания относиться легкомысленно или вовсе пренебрегать им, то супруже­ские отношения станут непрочными, и буду! процветать разврат и измена. Если пренебре­гать обычаями общественных празднеств, то теряется чувство порядка и дисциплины в отношениях между старшими и младшими, возникают разногласия и ссоры. Если не] придавать значения обряду похорон, исчез­нет чувство благодарности детей к родите­лям и умершим предкам, и люди станут ду­мать лишь о себе. Если не соблюдать дипло­матических правил, отношения между пра­вительствами могут обостриться и привести к войне. Но важнее этикета то, что хранится в чело­веческом сердце.

"Когда человек неправеден, каков смысл в его изысканных манерах? Если человек неправеден, в чем ценность его музыки?"

4. Дэ

Правители часто управляют силой. Однако Конфуций понимал, что правление, основан­ное на физическом насилии, недолговечно. Оно оборачивается угнетением и в конце кон­цов рушится, так как не опирается на под­держку народа. Не уважая личность, оно отка­зывает людям в свободе и ответственности. Такое правление обладает силой, но не нрав­ственным авторитетом. Поэтому гораздо важ­нее завоевать и удержать доверие людей. Этого можно достигнуть личным нравственным примером и любовью к людям. Дэ представля­ет собой нравственную силу примера, которая позволяет хорошему правителю достигать же­лаемого без применения силы. "Когда правитель поступает правильно, он влияет на народ, не отдавая приказов, а когда правитель сам поступает неправильно, все его приказы бесполезны. Если правитель исправля­ет собственные ошибки, править ему легко, а если он не исправляется сам, как может он ис­править других?"

Чтобы добиться изменений в обществе и восстановить истинные ценности, Конфуций предлагал сосредоточить силы на образовании – не только развитии интеллекта, но воспита­нии характера. Если люди смогут научиться мудрости, они избегнут ненужных ошибок.

5. Вэн

И наконец, Конфуций придавал большое значение искусствам — музыке, танцам и живописи. Он признавал силу искусства, способную изменять людей и направлять их к добру. Когда мы слышим прекрасную му­зыку, видим великие произведения искусства или участвуем в танце, наш дух возвышается  и  душа достигает преображения. Единствен­ная цель музыки и всяческих ритуалов за­ключается в том, чтобы "направить на путь праведности человеческие сердца"; и это по­служит основой возрождения гармоничного общества. Окончательную победу, говорил Конфу­ций, одерживает не та страна, у которой самая большая армия, а та, у которой самая высокая  культура — прекрасное искусство, благород­ная философия и великая поэзия. Именно этим восхищаются люди во всем мире. Поэто­му завоеватели-варвары всегда покорялись более высокой культуре. Хотя Китай бесчис­ленное количество раз подвергался вторжению, завоеватели вскоре перенимали китайские обычаи и образ жизни. То же случилось с вар­варскими племенами, завоевавшими Рим­скую империю. Они также были побеждены более высокой культурой.

Помогло ли это?

Существуют разные способы оказать зна­чительное влияние на человеческую историю. В последнее время научные и технические достижения значительно улучшили уровень жизни людей. Однако, оглянувшись назад, мы увидим, что уже у древних римлян было цент­ральное отопление и превосходные дороги. Всё это исчезло с наступлением темных веков, и лишь не так давно мы снова догнали  древних. Хотя средства массовой информации убеждают нас, что политика имеет огромное значение, политические перемены, как прави­ло, длятся недолго и часто оборачиваются сво­ей противоположностью. В любом случае иде­алы и ценности, из которых исходят в своей деятельности политики, берут свое начало в других сферах. Самый большой личный вклад в историю человечества внесли основатели религий — христианства, ислама, буддизма. Именно они формировали мировоззрение и ценности, служившие основой для науки, политики, экономики, искусства, литературы. Влияние Конфуция подтверждает это. Хо­тя его личная карьера не была блестящей, он основал школу ученых, ставших правящей верхушкой Китая. Сам он остался наиболее важной личностью в истории страны. В 130 году до н. э. изучение конфуцианских текстов стало основным предметом при обучении правительственных чиновников, и это про­должалось до самого распада китайской им­перии в 1905 году. Ценности конфуцианства влияли не только на правительство — они ста­ли плотью и кровью китайской культуры.

На протяжении более двух тысяч лет уче­ние Конфуция оказывает глубокое влияние на четверть населения земли. Другие страны Вос­точной Азии, Япония, Корея и значительна! часть Юго-Восточной Азии сознательно вво­дили у себя этику Конфуция. В течение двун тысячелетий конфуцианство было связано с феодализмом и поддерживало его. Хотя в эта период были созданы некоторые величайшие произведения искусства, на протяжении последних двух столетий восточные общества переживали застой. Однако во второй полови­не XX века конфуцианство проявило удиви­тельную гибкость, приспособившись к сво­бодным рыночным отношениям. В результате этого сформированные конфуцианской эти­кой Япония, Корея, Тайвань, а теперь и сай Китай стали динамичными центрами мирово­го экономического развития. Многие ученые говорят, что следующее столетие станет Тихо­океанской эрой.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru