Заповеди Христа

Заповеди Христа

"Я есмь путь и истина и жизнь ". (Иоан. 14:6)

Быть христианином означает быть путником, что находится в вечном духовном пу­тешествии в глубь своего сердца, путешествии к Богу. Христос говорил: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Созданные по образу и подобию Божию, люди могут позна­вать Бога, проникая в глубь собственной ду­ши. В глубине нашего самого сокровенного "Я", в самых чистых помыслах своего сердца мы видим отражение Бога, можем достичь ис­тинного единства с Творцом.

Самый великий из всех уроков состоит в том, чтобы познать самих себя, ибо если кто познал себя, он познает Бога; и если он знает Бога, то станет подобен Ему. (Св. Климент Александрийский)

Таким образом, цель христианской жизни заключается в том, чтобы, будучи сотворенным по образу Божьему, все более и более уподобляться Ему. Христиане верят, что тако­ва была и цель Адама и Евы, прародителей человечества. Однако они сошли с пути, предначертанного им Богом. Они не послу­шались своего Создателя, и грех создал про­пасть между ними и Богом. Люди разврати­лись, и уже больше не могли надеяться, что когда-нибудь станут подобны Богу. Они оказа­лись во власти своих страстей и желаний пло­ти. С тех пор человечество унаследовало путь, который ведет нас скорее к отдалению от Бо­га, нежели приближению к Нему. Человек по­терял возможность жить в соответствии со своим истинным образом. Так как люди уже более не могли своими собственными усилиями достичь единства с Богом, Господь Сам сошел к ним. Соединив в Себе божественную и человеческую природу. Христос тем самым перекинул мост через бездну, отделявшую небо от земли. Через Него человеку было явлено, что означает истин­ное подобие Богу. Христос, будучи вторым Адамом, пришел на землю, чтобы до конца пройти путь смирения и послушания воле Божьей, с которого в самом начале свернул первый Адам. Христос открыл людям путь, ведущий к Богу, и именно поэтому одним из самых ран­них имен, данных христианству, было "Путь". Это путь жизни, дорога, по которой идет христианин. Люди, вместе идущие по указанному Христом пути, образуют Церковь.

Церковь

Христиане верят, что единый Бог — это Три неразделимых и неслиянных Личности: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Они понимают Церковь как образ Святой Трои­цы. В Троице все три ипостаси едины и все же сохраняют самобытность. Таким же обра­зом в Церкви множество людей собраны во­едино, но при этом каждый сохраняет свою личность. В Церкви христиане видят также тело Хри­стово. Будучи распят около двух тысяч лет назад, Христос воскрес из мертвых и продол­жает пребывать среди людей. Когда Христос вознесся на небеса, Он не оставил Церковь. Он и поныне живет в Церкви и возглавляет ее. Источником православной веры является традиция, ощущение живой, непрерывной связи с апостольской Церковью. Традиция - это та вера, которую Иисус Христос вдох­нул в апостолов и которая с тех пор переда­валась от поколения к поколению. Традиция включает в себя систему вероучительных догматов, правил управления Церковью, по­клонения Богу и церковного искусства, ко­торые развивались в течение многих веков. Однако эта традиция не является механиче­ским повторением того, что передавалось от века к веку, или возникшей усилиями человеческого разума системой богословских до­ктрин. Традиция живет в Церкви, ибо это есть жизнь Духа Святого. В традицию необходимо войти, чтобы она стала естественной частью жизни верующего. Это — образ жиз­ни. Как сказал митрополит Московский Фи­ларет, "вероучение не принадлежит вам до тех пор, пока вы им не живете".

Библия

Одним из главных источников христиан­ской веры является Библия. Библия начина­ется Ветхим Заветом, который включает в себя наряду с другими книгами иудейскую Тору. Понятие "Ветхий Завет" относится и к завету, заключенному Господом с пророком Моисеем. Помимо этого в состав Библии вхо­дят и другие книги, которые почитаются хри­стианами священными. Это книги Нового Завета, установленного Иисусом Христом.

Возвращение к Богу

Иисус часто говорил притчами, образно открывая в них смысл Своего учения. Одна из наиболее известных притч повествует о блуд­ном сыне. Она охватывает всю челове­ческую жизнь, когда человек покидает свой дом, попадает под иго низменных страстей, в страдании осознает свои заблуждения и, наконец, возвращается назад, к своим истокам, где его ждет неизменная и не ставящая никаких условий родительская любовь.

Притча о блудном сыне

У некоего человека было два сына; и сказал младший из них отцу: Отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.По прошествии немногих дней младший сын, собран все, пошел в даль­нюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он про­жил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и по­шел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был напол­нить чрево свое рожками, которые ели свиньи, по никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько на­емников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил про­тив неба и пред тобою и уже недостоин назы­ваться сыном твоим; прими меня в число наем­ников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин на­зываться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселить­ся! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропа­дал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвра­щаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:  я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, рас­точивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был  мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук. 15:11-32)

Над этой притчей христиане размышляют вот уже две тысячи лет, и мы многому можем у нее научиться. Вот только несколько вопро­сов для размышления.

  • Почему отец отдал младшему сыну его  долю наследства?
  • Что мог бы почувствовать сын, если бы отец отказал ему в наследстве и настоял на том, чтобы тот остался дома и работал вместе со своим братом, так как покидать дом было безрассудным поступком?      
  • Какого рода друзей нашел себе сын в дальней стороне?
  • Как вы думаете, жалел ли он о том, что не послушался совета отца?
  • Как изменился младший сын благодаря  тому, что ему пришлось пережить?
  • Могут ли, с вашей точки зрения, страда­ния иметь какой-то смысл?
  • Что чувствовал отец и о чем он думал, пока его сын скитался на чужбине?
  • Почему отец был так счастлив видеть своего сына, несмотря на то, что он рас­тратил все свои деньги?
  • Что, по-вашему, в конце концов обладает большим влиянием на человека - сила или любовь?
  • Почему старший сын был так разгневан?
  • Как вы думаете, когда он в течение всех этих лет работал в поле, делал он это с радостью или с неохотой?
  • Любил ли он своего младшего брата? Что он чувствовал по отношению к нему?
  • Как старший сын мог по-иному воспри­нять возвращение своего брата?

Эта притча помогает нам понять не толь­ко путь людских скитаний, самонадеянных порывов, мрака отчаяния и радости вновь обретенной любви; она также открывает сер­дечную глубину отношений между Богом и человеком. Ибо Бог, как любящий отец, веч­но ждет Своих детей и всегда готов объять их Своей любовью.

Путь добродетельной жизни

В безгрешном мире люди естественно и ра­достно отзывались бы на Господнюю любовь. Однако в мире греха каждому человеку прихо­дится бороться против глубоко укорененных привычек и страстей, которые после грехопа­дения стали частью человеческой природы. Вот почему больше всех других добродетелей страннику, начавшему долгий путь христиа­нина, необходимо терпение и умение с верой преодолевать все трудности и испытания. Для этого необходимы постоянные усилия, целеустремленность нашей свободной воли. Но независимо от того, как велики приклады­ваемые человеком усилия, без помощи свыше мы не можем достичь совершенства. Христи­ане верят, что человек ничего не сможет до­биться без помощи Божьей. Однако без доб­ровольных усилий человека Бог также не сможет нам помочь. Чтобы обрести спасе­ние, человеку необходимы собственные по­ступки и Господняя помощь.

"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Не­бесное". Это слова, с которых Христос начал свою проповедь. Покаяние — добровольное признание в совершенном проступке, соединенное с решимостью более не повторять его, — также является началом пути всякого христианина. Покаяние — это не проявление жалости к себе; скорее, это обращение к Богу, восстановление Его как центра своей жизни. Смысл покаяния состоит не в том, чтобы с сожалением смотреть назад, но с надеждой обращаться к будущему; сосредоточиваться не на том, что нам не удалось, а на том, чего мы теперь с Божией помощью сможем достичь. Покаяние пробуждает человека ото сна. Теперь он уже не блуждает бесцельно, пребывая во власти любых преходящих жела­ний. Вместо этого, подобно блудному сыну, который "пришед в себя", он обретает чувст­во цели и направление жизни. Он знает, отку­да пришел и куда направляется. Христианин живет в настоящем. Он не возвращается по­стоянно к прошлому, думая о нем с сожале­нием или гордостью; также он не проводит время в бесплодных мечтаниях о будущих зыбких возможностях, которые все равно для него пока недосягаемы. Он ответственно раз­мышляет о будущем, но только в тех преде­лах, которые зависят от настоящего момента.

Час, который вы проживаете в настоящем, человек, с которым вы встречаетесь здесь и сейчас, задача, которую вы выполняете в это мгновение, — все это всегда наиболее важно во всей вашей жизни. (Павел Евдокимов)

Вырастая в сосредоточенности и самопо­знании, человек обретает умение различать добро и зло, значимое и сиюминутное. Это своего рода духовный вкус, который позволя­ет ему ориентироваться среди различных мыслей и порывов.Следуя по этому пути, он начинает все больше осознавать все, что с ним происходит. Он учится охранять свое сердце, превозмогая любые искушения. Важная составляющая этого — борьба с такими страстями, как гнев, зависть, вожделение, алчность, которые пыта­ются завладеть душой. Эти чувства, данные человеку Богом, по изначальной природе сво­ей были иного, доброго характера. Однако грех исказил их, они, став страстями, овла­дели человеком, и поэтому теперь их надо исправлять. Неконтролируемая злость должна быть обращена в праведное отвержение зла, а похоть — в истинную любовь. Таким образом, человеку необходимо направить энергию страсти в русло добрых дел. Например, когда мы любим, эта любовь должна быть чистой. Молодые мужчины и женщины, не состоящие в браке, должны любить друг друга, как братья и сестры. Для физической близости существует супружество. Отношения — такие, как дружба, например, - необратимо меняются, перестают быть чи­стыми, когда к ним примешиваются посто­ронние мысли и побуждения. Так случается, когда нас охватывает чувство влечения и любви к тому, с кем мы не состоим в браке. Мы уже не относимся к этому человеку с прежней чистотой, у нас появляются "задние мысли" (которые порой достаточно четко проявляют­ся). Эти мысли уводят нас в сторону и меша­ют прежним искренним отношениям. Вот по­чему Христос говорил:

Вы слышали, что сказано древним: не пре­любодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф. 5:27-28)

Таким образом, очень важно не просто верить, но жить так, как веришь, то есть на деле исполнять заповеди Христа. Проповедуя, Христос обличал тех, что лишь говорят о вере, но не воплощают ее в праведных поступках. Вот что Он говорил об ожидающей их судьбе:

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули вет­ры, и устремились на дом тот; но он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои к не исполняет их. уподобится человеку безрассудному, кото­рый построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и  налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (Матф. 7:24-27)

Христос и закон

Хотя Христос принес людям новое от­кровение, сам Он отнюдь не считал, что закон Моисея должен быть упразднен. Напротив, Он говорил, что пришел "исполнить" закон. Во времена Христа многие люди соблюдали букву закона, но забывали его дух. Они подчинялись правилам, но не помнили, для чего эти правила существуют. Христос же высту­пал против такого формального понимания закона и разъяснял, что любовь является смыслом Моисеевых заповедей. Закон не отменяется, но преодолевается любовью. Ибо кто любит Бога и ближнего, тот исполнил закон.

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий, что мне делать, чтобы на­следовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбо­действуй, не убивай, не кради, не лжесвидетель­ствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одно недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. (Лук. 18:18-22)

Христос говорил не о зле матери­альных благ как таковых. Скорее Он предупреждал людей об опасности стяжания, алчности. Он видел зло не в самом имуществе, а в порабоще­нии сердца маммоне, то есть богат­ству. Алчность, погоня за земными благами делают человека ущербным; забывая о духовной стороне своей личности, он обворовывает себя. Нет ничего страшнее этой слепоты. Хри­стос учил, что то, чем человек владе­ет, он должен употреблять для помо­щи другим. Христос учил, что весь Ветхий За­вет сводится к двум заповедям.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа  твоего всем сердцем тво­им и всею душою твоею и всем разуме­нием твоим: сия есть первая и наиболь­шая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого се­бя; на сих двух заповедях утверждает­ся весь закон и пророки. (Матф. 22:36-40)

Такова была основа всех других заповедей: не убивать, не прелюбо­действовать, не красть, не лжесвидетельствовать. Заповеди существовали для то­го, чтобы защитить жизнь, любовь, собствен­ность и истину. Однако простого следования закону недостаточно. Желания и побуждения человека также должны быть праведными.

Вы слышали, что сказано древним: не убий, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака", подлежит синедриону, а кто скажет "безумный", подлежит геенне ог­ненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф. 5:21-24)

Многие люди во времена Христа считали себя благочестивыми. Они никого не убива­ли, не нарушали заповедей и ходили в Храм молиться. Однако они часто затаивали злобу на людей и неприязнь к ним, ругали их скверными словами, смотрели на них свысо­ка. Иными словами, их сердца были полны дурных мыслей, хотя они и не совершали дурных поступков. Это и значило следовать букве, а не духу заповеди. Такие злые чувст­ва отравляют душу и разрушают отношения между людьми, даже если никто никого не убивает. Обманывая себя, люди считали, что они и так попадут в рай. Христос объяснял, что Господь не примет дара от человека, кото­рый кого-то ненавидит. Господь — наш добрый пастырь, которого невозможно обма­нуть, особенно если мы — идеал послушания в отношениях с Ним, но при этом жестоки со своими братьями и сестрами.

Заповедь любви

Жизнь Христа была воплощением любви. Он хотел, чтобы основой отношений между его учениками, основой отношений в новом обществе была любовь, а не закон. Тот, кто любит, не сможет даже помыслить об убийст­ве, воровстве или лжи. Апостол Павел говорил, что законы против подобных поступков суще­ствуют для преступников, а не для праведных людей. Именно любовь должна была связать воедино последователей Христа.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Иоан. 13:34)

Суть этой заповеди заключается в том, что мы должны любить друг друга так, как Христос любил нас — абсолютно бескорыстной и жерт­венной любовью. Христос любил людей на­столько, что всем пожертвовал во имя этой люб­ви. Именно такова любовь Бога, который ради людей жертвует тем, что Ему дороже всего:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сы­на Своего Единородного, дабы всякий, верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан. 3:16)

Однако Христос не был просто пассивным носителем Господней любви к людям. Он сам избрал свой путь, жертва Его была полностью добровольной. И Он учил людей именно та­кой жертвенной любви, объемлющей не толь­ко друзей, но и врагов.

Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих. (Иоан. 15:13)

Любите врагов ваших, благотворите ненави­дящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. (Лук. 6:27-28)

Христос не только учил, как жить, но и жил, как учил. Даже на кресте он молился за тех, кто распинал его: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают ". (Лук. 23:34)

Любовь к врагам

Возможно, наиболее трудно в учении Хри­ста понять и принять его заповедь о любви к врагам своим и о том, что в ответ на удар нуж­но подставить обидчику и другую щеку.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с то­бою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верх­нюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя - не от­вращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благослов­ляйте проклинающих, вас, благотворите не­навидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам на­града? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли посту­пают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5:38-46)

Давайте подумаем об угой заповеди, раз­мышляя о нашем времени, о наших отноше­ниях с людьми. Как мы реагируем на то, что кто-то обижает нас, плохо к нам относится, чем-то оскорбляет наши чувства?  Несколько лет назад в газетах писали о том, как залезший на садовый участок подросток был убит владельцем дачи. Гнев хозяина дачи по поводу несколь­ких срезанных цветов был столь велик, что этого оказалось достаточно для убийства. Хотя такие экстремальные случаи встречаются, к счастью, редко, подобная реакция достаточно типична. Часто люди стремятся к мести — "чтоб непо­вадно было". Это желание как-то вы­плеснуть свою обиду может проявлять­ся в гневе, крике или жестокости. Может быть, кто-то всего лишь солгал вам, а вы в гневе произносите: "Я готов его убить!" И ведь иногда такого рода мотивы становятся причиной настоящего убийства, не только на словах. При этом преступник считает себя невиновным — он только мстил за нанесенное ему оскорбление. К сожале­нию, подобная жажда мести свойственна даже целым сообществам людей и иногда становится причиной бессмысленных и жестоких кровопролитий. По сравне­нию с таким пониманием справедливо­сти закон Моисея шагнул далеко впе­ред, установив систему справедливых возме­щений за причиненное зло. В соответствии с  иудейскими представлениями наказание должно было соответствовать преступлению. Итак, нравственный принцип "любить ближнего своего и ненавидеть врага своего" может казаться естественным и даже пра­вильным. Обычно, когда нас обижают или оскорбляют, мы реагируем на это двояко:

  • если обидчик меньше или слабее нас, мы пытаемся каким-то образом ему ото­мстить, таким образом давая выход свое­му гневу;
  • если обидчик сильнее нас и мы испыты­ваем чувство страха, мы можем подчи­ниться ему и делать все, что он захочет, ради того, чтобы не испытать повторной обиды. При этом наши истинные чувст­ва остаются глубоко скрытыми.

Может ли один из этих путей разрешить проблему зла? В результате первого подхода зло только приумножится, приведет к вражде. Обе стороны будут чувствовать себя совершенно оправданными в своей мести, и конфликт может продолжаться до бесконечности, вовлекая в свой круг новых людей, даже когда вызвавшая его причина будет давно забыта. 

Второй путь также преумножает зло, так как позволяет начальной несправедливости остаться безнаказанной. Обидчику часто нравится издеваться над своей жертвой, ведь это только подкрепляет его убеждение в существовании людей "второго сорта", не достойных уважения.  Христос же призывал людей встать выше правосудия и обычного поведения. Любая несправедливость в этом мире в конце кон­цов объясняется одним и тем же — эгоизмом человека. Правосудие требует, чтобы не­справедливые поступки были наказаны, но никак не борется с их причиной — злом в человеческом сердце. Христос же стремился преодолеть причину несправедливости, обра­щаясь к сердцам людей.  Часто люди неверно понимают учение Христа о непротивлении злу насилием. Они думают, что "подставить другую щеку" означает потворствовать несправедливости, забыть о чувстве собственного достоинства, позволяя каждому оскорблять себя. Однако подставить другую щеку вовсе не значит оста­ваться бездеятельным перед лицом зла или идти на компромисс, менять свое мнение и пытаться притвориться, что зло — это добро. Это не означает слабости и трусости. Христос говорил лишь об одном — что мы не должны отвечать злом на зло. Как однажды заметил один мыслитель, "око за око, и скоро весь мир станет слепым". Напротив, мы должны отвечать на зло добром, а на ненависть любо­вью. Такой ответ нельзя считать чем-то пас­сивным. Это означает увидеть во врагах братьев, ибо они тоже — Божьи дети.

Без со­мнения, это непросто. Для того чтобы полю­бить врагов своих, человеку требуется все его мужество, а иногда это даже может стоить жизни. Когда Христос учил людей любить своих врагов, он отнюдь не проповедовал оторван­ные от жизни философские принципы. Приводимые им примеры были очень близки иудеям, жившим под римским владычеством. Римский солдат имел право приказать иудею нести за ним его поклажу. Можно предста­вить себе, что чувствовал при этом израильтя­нин! Вероятно, он со злобой и отвращением нес ношу — ровно столько, сколько это тре­бовалось законом. Но Христос учил делать больше, чем требуют. Он говорил, что даже такой оскорбительный приказ следует выпол­нять не за страх, а за совесть ("кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два").

Теперь представьте, что происходит, если мы без всякой на то причины кого-то обиде­ли. Если этот человек отвечает нам той же монетой, то мы понимаем, что он точно такой же, как мы сами, или по крайней мере не луч­ше. Если он теряет свое достоинство и из страха пытается заискивать перед нами, то мы теряем к нему всякое уважение. Но что мы почувствуем, если обиженный нами человек поступит иначе? Он не проявляет своего гнева и не унижается пред нами, вместо того он добр и великодушен. Даже более того, чем больше мы пытаемся его обидеть, тем больше выявляется его любовь к нам. Он впитывает всю нашу ненависть и отвечает нам любовью. Вскоре мы начинаем осознавать, что он — не такой, как мы сами. Мы не смогли бы подоб­ным образом относиться к своему врагу. Постепенно мы приходим к пониманию, что этот человек по-настоящему нас любит. Воз­можно, мы почувствуем свою вину, наша совесть пробудится, и сердце будет тронуто таким отношением. Мы захотим завоевать  дружбу этого человека. Возможно, нам захо­чется извиниться перед ним, попросить у него прощения. А теперь давайте вернемся к словам Иису­са. Как вы думаете, что почувствовали бы римские солдаты, если бы иудеи не просто несли их поклажу, но с готовностью шли с ними больше, чем это повелевает закон? Как это могло изменить отношения между римля­нами и иудеями? И как могли бы измениться мы с вами, если бы жили по этим заповедям.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru