Жизнь Мухаммеда

Жизнь Мухаммеда

Ислам - одна из крупнейших и наиболее влиятельных мировых религий. Это рели­гия большей части Ближнего Востока, Север­ной Африки, Малайзии и Индонезии. Кстати, Индонезия — это самая большая мусульман­ская страна в мире. Сегодня около миллиарда людей исповедуют ислам.

Ислам — арабское слово, которое означает покорность, подчинение, или послушание. Другое значение слова — "мир". Таким обра­зом, более полно название религии можно перевести как "совершенный мир, который наступает, если подчинить свою жизнь Богу". Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Мусульмане верят, что под­чинение и послушание воле Бога — единст­венный путь, следуя которому человек может достичь истинного покоя в собственной душе и во всем обществе. Ислам можно рассматривать как религию, родственную иудаизму и христианству, поскольку все три считают Авраама праотцом веры. Поэтому историю и даже сущность ис­лама нельзя понять в отрыве от более ранних родственных религий, то есть иудаизма и хрис­тианства. Как иудаизм и христианство, ислам является "религией Книги". Для иудеев Книга - это Тора, для христиан - Библия, для му­сульман — Коран, собрание откровений, кото­рые пророк Мухаммед получил от Бога.

Происхождение ислама

Для мусульман происхождение ислама начи­нается не с Мухаммеда, а с Бога. "В начале Бог..." — этим открывается библейская книга Бытия. История сотворения мира в Коране очень близка библейскому описанию, лишь для описания Бога используется имя Аллах. Бук­вально Аллах означает "единственный Бог". Не один из богов, потому что Бог - един.  Аллах создал мир, а потом — человека. Первым человеком был пророк Адам. Он должен был заботиться о мире так, как этого хо­тел от него Бог. Однако он поддался соблазну Сатаны и вместе с Евой был изгнан из рая. В конце концов Адам и Ева раскаялись и при­мирились с Богом. Из благодарности они построили простое святилище — Каабу. По­томок Адама, Ной, имел сына по имени Сим, Отсюда происходит слово семит. Таким обра­зом, как арабы, так и евреи, будучи потомками Сима, являются семитами.  Пророк Авраам, потомок Сима, долгое время жил со своей бездетной женой Сарой, Желая продолжить свой род, Авраам взял в жены также Агарь, служанку Сары. От этого союза родился сын, Измаил. Позже у Сары родился сын по имени Исаак. Через некото­рое время Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына (согласно Корану, это был Измаил, согласно Торе, — Исаак). Именно по­слушание Авраама этому крайне тяжелому повелению, называемое в Коране "аслама", возможно, и дало исламу его название. Согласно Корану, Авраам отправился в Мек­ку и вместе со своим сыном Измаилом воссоз­дал Каабу, святыню ислама. Потомки Измаила, выросшие в Аравии, стали арабами, а оставши­еся в Палестине потомки Исаака — евреями.Следуя за потомками Измаила, первого сына Авраама, мы подходим ко второй поло­вине VI века н.э., к Мухаммеду, пророку, благодаря которому ислам обрел свою окончательную форму.

Рождение и детство Мухаммеда

Во времена, предшествовавшие рождению Мухаммеда, Аравия была частью варварского мира. Это время ученые часто называют пери­одом невежества. Аравия, отрезанная от остального мира огромными пространствами пустыни, находилась практически в изоля­ции. Жившие в пустыне бедуины не чувство­вали практически никаких обязательств ни к кому вне своего племени. Материальных благ не хватало, и благодаря воинственному характеру племен разбой и грабеж стали повседнев­ным явлением. Единственным законом был закон силы. Представления о нравственности, культуре и цивилизации были крайне прими­тивны. Кровная вражда иногда тянулась более чем полвека. Пьяные оргии заканчивались кровавыми побоищами. Игорные дома были открыты круглые сутки, и полуобнаженные танцовщицы распаляли страсть игроков. Ос­новной религией был политеизм, то есть по­клонение множеству богов, олицетворявших расы пустыни, — камням, деревьям, идолам, звездам и духам. Нет никаких свидетельств того, что эти боги вызывали у людей истинное религиозное чувство и тем более стремление к нравственности. Настало время для избавителя. Пророк Мухаммед родился в Мекке около 570 г. н. э., в роду Хашим племени корейшитов. Согласно преданию, когда его мать была беременна, ей явился ангел и сказал: "Ты носишь под сердцем повелителя этого народа и, когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммед". (Имя "Мухаммед" оз­начает "благословленный небом и землей".) Предание также гласит, что еврейское сооб­щество узнало о рождении Мухаммеда по движению звезд, а христианское — от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями.

В то время жители Аравии в основном бы­ли язычниками; редким исключением среди них был дед Мухаммеда, Абд-аль Мутталиб. Многие арабы жили как кочевники; в стране было немного городов - таких, как Мекка, Ятриб и Таиф. Мекка была богатым торговым городом, в котором также находилась главная языческая святыня. Кубический храм Кааба в центре Мекки был первоначально посвящен Единственному Истинному Богу, но на про­тяжении столетий приходили другие культы, и ко времени Мухаммеда там находилось не менее 360 идолов разных божеств — по одно­му на каждый день года. Детство Мухаммеда было полно трагичес­ких событий. Его отец, бывший купцом, умер за несколько дней до его рождения; мать умерла, когда ему было шесть лет. Дед, взявший на себя заботу о мальчике после смерти матери, славился своей праведной жизнью. Во многом благодаря ему Мухаммед рос на­божным и честным человеком и верил в Еди­ного Бога. После смерти деда его взял к себе дядя, Абу Талиб. Мухаммед работал у дяди сначала пастухом, потом стал купцом. В юно­сти Мухаммед был чист сердцем, и друзья очень любили его. Рано перенесенные страда­ния сделали его чутким к людям, и его харак­тер был всегда дружелюбным и мягким. Когда он стал старше, его необычайное чувство чести, долга и верности снискало ему имена Вер­ный и Надежный. В двадцать пять лет Мухаммед поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа. Его мудрость и порядочность все больше нрави­лись ей, и через некоторое время они пожени­лись. Хотя Хадиджа была на 15 лет старше Мухаммеда, брак был счастливым, и у них ро­дилось шестеро детей. Полигамия среди арабов в то время была нормальным явлением, однако Мухаммед не помышлял о другой жене, пока была жива Хадиджа, В наступившие позже трудные времена она не покидала его. "Бог, — говорит предание, — послал ее ему в утешение, ибо она облегчала его ношу", Теперь Мухаммед был богатым, уважаемым горожанином Мекки и, казалось бы, достиг своей цели в жизни. Но материальная обеспеченность не удовлетворя­ла его. Мухаммед не находил себе покоя; все больше он отходил от дел и семейных забот и искал себе убежища в пустыне. Именно там случилось событие, перевернувшее его жизнь и повлиявшее на всю мировую историю.

Религиозный поиск

Неподалеку от Мекки в пустыне была большая скала — гора Хира, в которой находилась пещера. В поисках одиночества и места, где он мог бы глубоко размышлять о тайнах добра и зла, Мухаммед стал все чаще удалять­ся в эту пещеру. Он не мог принять образа жизни большинства своих соплеменников с их грубостью, суеверием и безнравственнос­тью: он искал Бога. Проведя много бессонных ночей в молитве и размышлениях, он пришел к выводу, что Аллах существует так же, как существуют жизнь и созданная Им вселенная, и что величие Его куда больше, чем предпола­гали его соплеменники. Его суть отражена уже в самом имени — Бог, единственный, не имеющий равных.Однажды ночью Мухаммед, погруженный в глубокое созерцание, услышал голос, повелев­ший ему: "Читай!"— "Я не умею читать,'"— в ужасе ответил Мухаммед. Но снова послышал­ся голос и во второй раз повелел ему читать:

Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший... научил, человека тому, чего он не знал. (Коран 96:1-5)

Выйдя из транса, со словами, глубоко за­печатлевшимися в душе, Мухаммед покинул пещеру. И тогда он услышал голос ангела с небес: "Мухаммед, ты посланник Бога, а я Гавриил ". Мухаммед кинулся домой и рассказал своей жене, что он то ли стал пророком, то ли сошел с ума. Хадиджа поверила рассказу мужа и вско­ре стала его первой последовательницей. "Но был ли это действительно голос Бога? Про­звучит ли он снова и чего потребует?" — ду­мал Мухаммед. Через два года голос зазвучал снова и с тех пор уже не оставлял Мухаммеда всю его жизнь. Он был избран проповедовать слово Божие и решил следовать этому пути, преодолевая преследования, оскорбления и насмешки. Он стал пророком Бога. Мухаммед не всегда видел Гавриила (Джебраила) во время откровений. Иногда он только видел его глаза или слышал голос. Иногда откровения приходили, когда он был глубоко погружен в молитву, а порой — во время повседневных дел. То, как приходили откровения, отличало их от мыслей и учения самого Мухаммеда. Во время видений он чув­ствовал себя так, будто вот-вот умрет.

Каждый раз, когда ко мне приходило откро­вение, казалось мне, что моя душа исторгает­ся из меня. (Хадисы)

Первые проповеди

Поначалу Мухаммед не проповедовал пуб­лично, а говорил наедине с теми, кого это интересовало или кто заметил в нем переме­ну. Его первыми последователями были жена Хадиджа, племянник Али и мальчик-раб Сайд, а также его друг, купец Абу Бакр, Он начал ежедневно молиться по-мусульмански, что вызвало толки в его окружении. Через некоторое время он начал проповедовать на улицах Мекки. Он объявлял городским тор­говцам, что Бог будет судить каждого по де­лам его, и призывал их подчинять свои жизни Богу, любить бедных и заключенных, рабов и иноземцев. По всей вероятности, Мухаммеду вначале  было трудно выходить к хорошо знавшим его жителям Мекки и проповедовать им новое учение. Все были удивлены. Всю свою жизнь его доброта и кроткая мудрость говорили о нем как о благородном и набожном человеке.  Но теперь он утверждал, что получил откровение самого Бога и что он призван изменить  жизнь людей. Нравственное учение требовало положить конец распущенности и разврату,  чего люди не желали делать. Заявление, что  все люди равны перед Богом, было слишком демократичным и бросало вызов классовой системе, основанной на несправедливости. Толпы людей собирались, чтобы послушать Мухаммеда, но мало кто хотел следовать новому учению,  отказавшись от своих прежних путей. Откровение о едином незримом Боге также  пришлось не по душе жителям Мекки, привыкшим поклоняться множеству идолов из дерева и камня. Соплеменники Мухаммеда управляли Каабой и ее идолами. Когда они поняли, что он пытается положить конец этому  культу, они пришли в ярость, потому что это угрожало значительному доходу, который приносили паломники, приходившие покло­няться 360 святыням разных богов. Мухаммеду стали угрожать; его высмеивали и оскорбляли. Когда это оказалось бесполез­ным, его обвинили в чародействе, в оскорблении богов, в попытке разбить семьи, заставляя молодых людей восставать против родителей. Дядя Мухаммеда, Абу Лахаб, один из вождей племени, пытался спорить с ним, подкупить его и угрожать ему, но ничто не могло заста­вить его изменить своим убеждениям. Жители Мекки решили любой ценой остановить Мухаммеда и его последователей. Его враги прибегли к брани и клевете, которая вскоре обернулась прямым преследованием. Мухаммеда и его сторонников забрасывали грязью и нечистотами, когда они предавались своим дневным молитвам. В них швыряли камнями, били их палками, бросали в тюрьму и пытались уморить голодом, отлучая их от всякой торговли, ремесла и помощи. Первой мученицей ислама была женщина по имени Сумайя, а первым муэдзином (призывающим к молитве) — чернокожий раб по имени Билал, спасенный после того, как был оставлен умирать в пустыне под палящим солнцем с тяжелым камнем на груди.

Ночь восхождения

За первые три года отчаянных усилий Мухаммед снискал меньше сорока последователей. Однако вскоре стало ясно, что сопро­тивление врагов не устоит перед истиной, его талантом и достоинством, убеждались в ис­тинности его послания, и через десять лет за ним следовало уже около сотни семей. Однако это было очень трудное время. В 619 году умерла жена Мухаммеда. Она была самой пламенной его последовательницей и помощницей. В том же году умер его дядя, Абу Талиб, который защищал его от самых тяже­лых преследований. Без их поддержки для Мухаммеда настал период тоски и отчаяния, хотя он, конечно, понимал, что смерть никого не минует. Враги воспользовались его бедами, ужесточив преследования. Жена Абу Лахаба каждый день разбрасывала у его дома колючки и мусор. Мухаммед же, когда она впоследст­вии заболела, делал за нее всю домашнюю работу до тех пор, пока она не выздоровела. Именно в этом году Мухаммед пережил вторую важнейшую ночь в своей жизни — ночь восхождения. Неизвестно, было ли это видение, сон или сверхъестественное явление, но случилось так, что Пророк был разбужен и отнесен диковинным зверем в Иерусалим. С места старого иудейского храма на горе Сион он был вознесен на все семь небес, увидел рай и ад. На небесах он говорил с древними про­роками, в том числе с Авраамом, Моисеем и Иисусом-мессией. Во время этих встреч он узнал, сколько раз в день должен молиться набожный мусульманин. Мухаммед думал, что около пятидесяти раз, но Моисей сказал ему, что такая ноша слишком тяжела для обычного человека, и число молитв было све­дено к пяти. Постепенно Мухаммед с ангелом приблизился к высшему небу и к Божьему престолу. Мухаммед ощутил только великий покой и чистый свет. Ни он, ни ангел не могли подойти ближе. Время, мысль и чувство замерли в то время, когда Мухаммед ощутил благо присутствия Бога, чувство, которое он так никогда и не смог выразить словами, по­тому что оно превосходит всякое человеческое понимание и знание. Это переживание при­несло Мухаммеду великое утешение и силу и подтвердило, что Аллах не покинул его.

Бегство в Медину

После этого события судьба Мухаммеда коренным образом изменилась. Он был приглашен в Ятриб (город примерно в 320 км к  северу от Мекки) 75 самыми знатными жите­лями города. Ятриб был населен еврейскими и двумя арабскими племенами, враждовав­шими за власть. Казалось, что эта кровная вражда, в которой участвовали и еврейские кланы, никогда не кончится. Пришедшие к Мухаммеду горожане видели в нем мудреца и пророка, который мог бы стать достойным правителем города; принести, наконец, лю­дям мир и спокойствие. Подумав над этим предложением и получив согласие горожан поддержать ислам, Мухаммед решил отпра­виться в Ятриб. Сначала он послал в Ятриб семьдесят се­мей, а сам остался в Мекке. Но когда жите­ли Мекки узнали о его намерении покинуть город, они решили во что бы то ни стало воспрепятствовать этому. Они хотели унич­тожить движение, грозившее самому их суще­ствованию. Когда Мухаммед с одним из своих сторонников уже уходил из Мекки, враги почти настигли их, и Абу Бакр в ужасе вос­кликнул: "Нас всего двое!" — "Нет, трое, -поправил Мухаммед, — ведь с нами Бог". Когда Мухаммед прибыл в Ятриб, многие люди были готовы предоставить ему убежище в своих домах, и он был даже смущен их доб­ротой. Не желая никого обижать, он предо­ставил выбор своему верблюду. Животное остановилось там, где сушились фиги, и это место было предоставлено пророку, чтобы он выстроил себе дом. Он построил дом с боль­шим двором, где мог молиться весь город. Это было в 622 году. Переселение, извест­ное как "хиджра", что означает "бегство", считается у мусульман поворотным пунктом всей истории, и от этого момента они отсчи­тывают время. Ятриб вскоре переименовали в Мединат-аль-Наби — город Пророка, а потом это название сократилось до Медины - "го­род".

Правление Мухаммеда

В Медине Мухаммед столкнулся с множе­ством проблем. Он должен был попытаться сплотить различные кланы и племена в еди­ное сильное сообщество; он должен был иметь дело с городом Меккой, который соби­рался напасть на Медину, если бы Мухаммеду удалось укрепить ее; и он был озабочен тем, чтобы обратить всю Аравию в ислам. Мухаммед решил создать хартию, которая позволила бы всем враждующим племенам и партиям Медины принять его и подчиняться его решениям. Таким образом могла бы кон­читься кровная вражда. Он постановил, что всем горожанам позволяется исповедовать их собственную религию, и благодаря этому люди разных исповеданий получили возмож­ность жить в мирном соседстве без страха преследования или немилости. Он только просил, чтобы в случаях агрессии или тира­нии они объединялись вместе перед лицом противника. Прежние законы, в соответствии с которыми жили арабы и евреи, были заме­нены на принцип всеобщей справедливости, независимо от класса, цвета кожи или веры. Таким образом, Мухаммед бросил вызов всему политическому устройству Аравии, которое до тех пор было основано на племенном принципе. При том, что у каждого племени и рода оставались свои лидеры, Мухаммед стал  во главе всего города, пользуясь своим рели­гиозным авторитетом. Мухаммед ожидал, что иудеи первыми поддержат его, так как они уже верили в единого Бога. Однако, когда он заговорил с ними о Коране, это стало причиной противоречий. Между верой мусульман и иудеев имелся ряд различий. Мухаммед не мог отказаться от данных ему откровений, евреи же хранили верность своим Писаниям. Позже, когда все арабские племена официально приняли ислам, религия приобрела более арабский и менее еврейский характер. Направление молитвы было изменено с Иерусалима на Мекку. Впоследствии конфликт между арабами и евреями привел к изгнанию евреев из города. Хотя Мухаммед теперь был главой города-государства и приобретал все большее богатство и влияние, он никогда не жил жизнью царя. Его жилище состояло из простых глинобитных домов. У себя дома он построил первую мечеть н регулярно молился. Он соблюдал учтивость, был приветлив к людям и уважителен к стар­шим. Свои серьезные учения он сочетал с мягким юмором, говоря: "Дороже всех из вас  тот, кто ведет себя учтиво; хуже всех тот, кто наиболее скучен и болтлив". Он никогда не был дерзок или высокомерен, не­смотря на свое положение правителя, никогда не ставил людей в неловкое или унизительное положение. Он спал на очень простом тюфяке на полу и никогда не ел досыта. Он не считал для себя возможным предаваться безделью в то время, как другие работают, и помогал своим друзьям в разных видах работы. У него было мало одежды, и порой он штопал и латал старую одежду и обувь. В Медине Мухаммед снова женился. Две его жены были иудейками, а одна — христи­анка. Его жены разделяли его набожный образ жизни и часто поддерживали его во время ночных молитв. У Мухаммеда родился еще один ребенок, сын, который, как и два сына Хадиджи, умер в младенчестве. Его четыре дочери вышли замуж и родили детей.

Целью Мухаммеда было обращение в ис­лам всей Аравии. Сначала он рассылал миссионеров, которые рассказывали людям об исламе, затем следовали предложения о союзе. Под зашитой Медины люди могли избегнуть кровной вражды. Однако сопротивление корейшитских родов продолжалось, и Му­хаммеду до конца жизни пришлось вести во­енные действия. В результате этих войн у мусульман возникли многие правила ведения войны и обращения с пленными - правила джихада. Джихад никогда не означал военных действий с целью захвата, тирании или экс­пансии. Он мог применяться только для обо­роны и в том случае, если противника нельзя было заставить заключить мир. Во время битв пророка многие противники обратились на его сторону, прельщенные мусульманским рыцарством, отвагой и верой в Бога.

Возвращение в Мекку

В 628 году был заключен мир с Меккой. Однако на следующий год жители Мекки напали на одно из племен, состоявших в союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку с десятитысячным войском. Они разбили лагерь возле города, и Мухаммед пообещал горожа­нам полное прощение в случае их доброволь­ного подчинения. В конце концов было убито только 28 жителей Мекки, включая некоторых самых заклятых врагов Мухаммеда. Мухаммед с триумфом вошел в город, отправился прямо к Каабе и семь раз обошел вокруг нее. Потом он вошел в святилище и, как говорит предание, уничтожил всех идолов и все изоб­ражения, кроме Иисуса и Марии. Утман ибн Талха, который некогда воспрещал Мухамме­ду вход в Каабу и преследовал его, получил ключ от святилища, который вплоть до сего­дняшнего дня хранится его семьей. Мухаммед вернулся в Медину, где снова начал войну против племен, нападавших на мусульман. В 632 году пророк отправился в паломничество в Каабу. Во время хаджа (па­ломничества) он получил откровения о его правилах, которые соблюдаются мусульмана­ми по сей день. Он также произнес свою по­следнюю проповедь, сокращенный текст кото­рой можно найти во всех мечетях мира:

  • О люди, слушайте внимательно мои слова, ибо не знаю, буду ли я с вами по прошествии се­го года. Слушайте и перескажите мои слова тем, кого сегодня здесь нет.
  • Смотрите на жизнь и собственность каж­дого мусульманина как на священное имущество. Никого не обижайте, чтобы никто не обижал вас. помните, что вы встретитесь с Богом и что он будет судить ваши дела. Вы не будете ни совершать, ни терпеть несправед­ливости. Помните, что у вас есть права на ваших женщин, но и у них есть права на вас. Помните, что взяли их в жены лишь по воле и с позволения Аллаха. Обращайтесь с ними хорошо и будьте добры к ним, ибо они ваши спутницы и преданные помощницы.
  • Поклоняйтесь Аллаху, произносите свои ежедневные молитвы пятикратно; пости­тесь в месяц рамазан, и раздавайте свое богатство. Совершайте хадж, если сможете.
  • Араб не выше, чем неараб; белый не выше черного, и черный не выше белого, кроме как благочестием и добрыми делами. Все мусуль­мане братья.

В конце своей речи он оглядел огромное скопление народа. "Выполнил ли я свою миссию?" — воскликнул он. Толпа одобрительно загудела: "Ты выполнил ее, о посланник Бога". Мухаммед возвел глаза к небу и трижды вос­кликнул: " О Боже, ты свидетель, о Боже, ты свидетель, о Боже, ты свидетель". Наступила тишина, которую нарушил мощный голос Билала, призывавший к молитве. Вернувшись в Медину, Мухаммед заболел тяжелой лихорадкой, и его стали мучить головные боли. Но он продолжал руководить молитвами в мечети, пока был в состоянии делать это; после же попросил Абу Бакра занять его место. Так и не преодолев болезнь, он умер на руках своей любимой жены Айши. Ему было 63 года.

Распространение ислама

Мухаммед умер, будучи практически пра­вителем всей Аравии. Через столетие его последователи завоевали Армению, Персию, Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Испанию. Они пересекли Пиренеи и вторглись во Фран­цию. И если бы Карл Мартелл не разбил их в 732 году, весь западный мир мог бы быть му­сульманским. Это была империя, простирав­шаяся от берегов Атлантического океана и Испании до Индии, более обширная, чем Рим во времена расцвета. Неверно думать, что люди переходили в ислам под угрозой меча. Во время своих походов мусульмане руководствовались девизом: "Ис­лам, дань или меч". Никого нельзя насильно обратить ни в какую веру, и мусульмане были на самом деле терпимы к иноверцам до тех пор, пока они следовали принятым законам. Немусульмане должны были платить налоги, но принявшие ислам от налогов освобождались. Некоторые правители-мусульмане были даже против обращения иноверцев, так как это снижало их доходы.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru