Конфликт в подростковом возрасте

Ещё на тему:

Преодолевая конфликтную ситуацию, человек приобретает возможность для сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых умений общения, для самореализации. Согласитесь, что в процессе разрешения любого спора Вы пытаетесь взглянуть на ситуацию объективно, то есть принять во внимание все существующие мнения, будь то Ваше мнение или мнение оппонента или просто стороннего наблюдателя А для этого, безусловно, требуется опыт и зрелость личности.


  По мнению большинства психологов, наиболее сложным и критическим периодом формирования личности, является подростковый возраст, связанный с переходом ребёнка к новому состоянию, состоянию взрослости, как физиологической, так и социальной.
В этом возрасте подростки наиболее остро проявляют внешние противодействия, по отношению к взрослому, за которыми скрывается потребность в поддержке. Подросток ищет в взрослом друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается.

   Общение же подростка во многом определяется изменчивостью его настроения, больше связанное с физиологическими изменениями в гормональном развитии. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.

Частая смена настроения и поведения у ребёнка способна вывести из психического равновесия даже очень терпеливых родителей. И хотя родители сами были в таком положении, им зачастую бывает трудно контролировать свои действия, что в основном приводит к возникновению конфликтов.

  При этом ребёнок зачастую подсознательно понимает, что он не прав, но упрямство и озорство берут вверх над здравым смыслом. Родители в таких ситуациях чаще всего говорят: "возраст…" и пожимают плечами или, что значительно хуже, раздражаются и выплескивают свой гнев на ребёнка.

  Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет "отделаться" подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

   Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор.

  А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

  А родители...

  Родители подвергаются серьезному испытанию в этот период. Конфликты детей соответствуют конфликтному отношению родителей к разным аспектам взросления. Родители нередко сопротивляются взрослению ребенка. Им непросто бывает увидеть во вчерашнем ребенке девушку или юношу. Взрослые иногда оказываются неподготовленными к агрессии и провокациям со стороны детей, отвечая в ответ только собственной агрессией и раздражением.

  Нежелание или неумение взрослых понять новые стремления подростка толкает его в среду товарищей, на поиск удовлетворяющего содержания жизни и отношений, еще больше увеличивает потребность в общении со сверстниками, поскольку здесь, в среде сверстников, стремление подростка к взрослости понятно остальным. Находит признание и поддержку. Здесь отыскиваются разные пути приобщения к взрослости и устанавливаются контакты на этой основе. Здесь может получить поддержку протест подростка против неудовлетворяющего отношения взрослых и на этой основе может возникнуть «солидарность группы». Общение с товарищами является особой школой развития социально-моральной взрослости подростка, и сила влияния сверстников прямо пропорциональна степени неудовлетворенности подростка общением с взрослыми.

  Первопричиной эмансипацией подростка может быть не совершившийся своевременно переход к новому типу отношений с взрослыми». По этому, социально-моральное развитие подростка происходит преимущественно за пределами влияния родителей или учителей. Вследствие этого, нередко, появляются расхождения с подростком во взглядах по разным вопросам, впрочем, подросток может отвергать мнение взрослого не только как «просто» неправильное, но и как «несовременное», «старомодное». Вопрос о столкновениях и конфликтах подростка и взрослого из-за различия в этических и эстетических представлениях, в социально-моральных установках и ценностях является особой проблемой, которая приобретает актуальность во второй половине подросткового возраста и сохраняется в юношеском. 

 Статью подготовила психолог  школы «ЛУЧиК» Гурина Ю.В.
Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru