Cтрогий монотеизм в христианстве-современные христиане-унитариане Польши

 Cтрогий монотеизм в христианстве-современные христиане-унитариане Польши

Мы – люди, исповедующие либеральную, недогматичную религию, которая не стремится к формализации и формированию еще одной конфессии или церкви, но имеет  своей целью проповедь и реализацию следующих идей:

1) Бог существует, и Он – Один.

2) Этот Бог - Бог всех людей, вне зависимости от исповедуемой религии или принадлежности к расе, народу или культуре.

3) Каждый имеет право верить в Бога и понимать Его своим особым способом.

4) Решающее значение в вопросах веры должен иметь естественный человеческий разум.

5) Вера и духовность нужны человеку и должны служить ему на уровне как индивида, так и всего человечества.

6) Вера должна опираться на любовь к каждому человеку и этичный образ жизни.

7) Война, как и любая другая форма насилия, не может быть оправдана.

Разделяющих эти принципы приглашаем к сотрудничеству.

На чем основана наша вера?

Мы - христиане, в том смысле, что считаем себя учениками Иисуса - пророка, мистика и посланника Божия, Истиной которого мы призваны, верующими-рационалистами, основывающимися как на апостольской традиции, так и на независимых принципах и идеях, которые понимают веру в Бога прежде всего как Завет Бога, заключенный с человеком. В этом Завете Бог верен человеку, а человек доверяет Богу, проявляет лояльность к нему. Но при этом нам абсолютно чуждо историческое наследие большинства христианских исповеданий с их жаждой власти, привилегий и стремлением к оглуплению людей. Мы являемся универсалистами и в том смысле, что, будучи последователями естественной религии, считаем, что Бог "невзирая на личности" дает возможность познать себя каждому человеку в любой культуре.

Бог открывается нам в своем творении на протяжении всей нашей жизни настолько, насколько мы сами желаем узреть Его. Он открывается нам также в творениях людей, работающих под воздействием Божественного вдохновения - художников, писателей, мыслителей, а также авторов записок и посланий, в которых они описывают опыт общения с Богом конкретных людей, народов и пророков, имеющих дар Божественного Знания и предупреждающих людей о последствиях продолжения жизни во грехе, понимаемом как уход человека с того пути, на который он в глазах Бога призван.

Мы сотворены Богом с определенной целью. Эту цель мы, возможно, не в состоянии познать до конца - что ж, это, может быть, и к лучшему: есть еще что в этой жизни открывать. Конечно, познание Бога и Его намерений может также быть этой целью. Однако очевиден вывод, к которому каждый из нас довольно легко может прийти и своим собственным умом: судя по всему, в этом мире мы появились неслучайно, возникнув из первоначального хаоса, и каждый из нас в нем не одинок. Посему каждый индивид должен как можно эффективнее жить и действовать, ощущая себя частичкой чего-то большего, целого, в чем мы и пребываем в той мере, в какой это целое служит формированию нового качества. Например, семья служит взаимному формированию людей в уважении и любви. Профессиональное окружение, если оно существует для реализации некоей цели, - скажем, созданию чего-либо для людей полезного, того, что позволяет в большей мере заняться размышлениями, поисками путей к Истине. В качестве такого "целого" может выступить и местное сообщество или общество по интересам, где люди взаимно поддерживают друг друга, учатся друг у друга и таким способом создают нечто новое. Однако положение, в котором малая часть целого начинает служить только самому себе, можно сравнить с генезисом злокачественного новообразования.

В качестве такого рода целого в истории можно назвать Израиль - народ Божий, мистическое Тело Христово, а также мусульманскую умму. Это "единое" в совокупности порождает некое новое качество, хотя его составляющие элементы действуют независимо друг от друга и часто вне всякой связи друг с другом. Но дело в том, что все мы в этом мире живем также в некоем общем социуме, характерной чертой которого является завет с Богом. Частью этого сообщества являются те люди, которые на определенном жизненном этапе приняли для себя решение о том, что желают жить только с Богом и во имя дела Божия. Они это по-разному понимают, однако во всех случаях это является провозглашением Славы Божией, понимаемой как проявление Добра, Красоты и Истины. Добро, Красота и Истина могут стать органичной частью и нашей жизни, если мы будем руководствоваться в ней голосом совести, доброжелательным отношениям к людям и императивом изменения мира к лучшему. В этом нам помогают сам Добрый Бог и учения вдохновленных Им пророков, аватаров и других выдающихся личностей.

Одним из таких пророков, пророком нашего времени, Вратами Исполнения Времен, мы считаем Иисуса. Мы не хотим играть в догматические игры, либо запугивать людей, как это делают представители некоторых движений внутри церкви, тем, что если они не будут молиться какому-нибудь "посреднику" (например, Деве Марии) и не будут его (ее) прославлять, то "падет на них тяжелая длань Иисусова", которую сама Богородица может отвести от грешников своими собственными молитвами. Не видим также потребности в "фетишизации" Библии, ибо это на руку всем тем, кто, опираясь на текст Писания, создает собственные богословские построения, часто противоречащие друг другу, наставляя этим людей на путь слепой веры, а не понимания. Получается, что без помощи уполномоченных на то интерпретаторов познать истину невозможно, поэтому столь значительной в традиционных системах вероучения оказалась роль "стражей веры" - епископов и богословов. К чему это приводило последние две тысячи лет, мы прекрасно знаем и видим.

Для нас Библия является тем, чем она и есть в действительности: записанными людьми, вдохновленными пророками, либо верующими летописцами, свидетельствами событий, связанных с тогда еще живой традицией, а также пророчествами, демонстрирующими через призму нашего собственного духовного озарения и опыта Божественную реальность. Именно в таком ракурсе и следует читать Писание, а посылы и выводы придут сами собой. Мы верим в то, что события, описанные в Библии, в действительности имели место, хотя и отдаем себе отчет, что история зависит и от той точки зрения, с которой ее изучают. А если кто-то и сомневается в описанных там фактах, то всегда может трактовать Библию как метафорическое изложение Божественной мудрости, демонстрирующее Божественную реальность во внутренней перспективе.

Из истории мы помним о том, кем были польские ариане ("польские братья"). И сегодня они остаются для нас примером интеллектуального мужества и верности Истине. Именно на труды "польских братьев" опирались при формулировании своих идей Исаак Ньютон, деятели европейского Просвещения и отцы-основатели США. Польские ариане занимают поистине выдающееся место в истории. Известно, что провозглашенный ими принцип отделения церкви от государства был в те времена достаточно рискованным лозунгом, а сегодня это общепринятое явление. Мы слышали об отторжении арианами догмата Троицы. Но дело здесь в том, чтобы не пугать людей адовыми муками за то, что они исповедуют некую "неправильную веру" за рамками существующего официального богословского "консенсуса". Но как часто на основе такого "консенсуса" людям преподносится окарикатуренный "бог". Подход ариан к Троице еще раз демонстрирует ту простую истину, что, помимо вдохновения Духом Святым в делах веры, следует также пользоваться и данными нам Творцом возможностями разума.

Мы не живем веком минувшим, не стараемся воскресить того, что ушло, и войти еще раз в одну и ту же реку. Мы не хотим замкнуться в мышлении и традиции исторически ограниченного времени. Поэтому мы не являемся сегодня яростными антитринитариями и в то же время не отказываем в спасении нехристианам. Мы ценим некоторые течения ислама, такие как суфизм, алевизм, т.е. направления исламской мысли, которые сложились вокруг, например, последователей Мохаммада Таха (суданский мыслитель реформатор, казненный по приказу диктатора Нимейри в 1985 году, противился введению шариата в стране - примечание переводчика). Хотим также заметить, что образ жизни типичного благочестивого мусульманина, руководствующегося постулатами своей веры, может приносить хорошие плоды в моральной и богобоязненной жизни. Вдохновляющими можно назвать для нас и некоторые элементы гнозиса, особенно связанные с христианской традицией, именуемые гностицизмом. Объективное значение имеет также ессейская традиция в рамках исторической иудейской религии, напоминающей нам об исторических корнях учения Йишо Бен Йосиф (Иисус сын Иосифа - арамейск.).

Ничего не возразишь против того, что добрые плоды дают некоторые направления буддизма. Также нельзя не обратить внимания на то, что жизнь и труды многих агностиков, приносящие людям благодатные плоды и создавшие значимые ценности для всего человечества, никак не могут быть осуждены Богом. В то же время мы полагаем, что оспаривание существования Бога не имеет ничего общего с Истиной, в чем нетрудно убедиться, пристально изучая историю мироздания и роль Божественного провидения в жизни большинства людей. Именно поэтому, несмотря на всю нашу открытость и толерантность, мы придерживаемся мнения, что ставить в один ряд жизнь с Богом и добродетельную жизнь без Бога было бы неправильно. Мудрый агностик или искренний буддист, может быть, и не навредит в делах этого мира, однако вряд ли он будет способен создать то, чего нам так не хватает в этом жестоком и жестком мире - таких вещей, которые бы создавались на основе понимания того, что над нами существует высшая инстанция, на которую мы ориентируемся и которая наполняет нашу жизнь смыслом.

Как известно, один и тот же термин может часто означать различные вещи и явления. Мы знаем, что к традиции унитариан и братьев польских сегодня относят себя несколько различных сообществ. Не хотелось бы давать им оценку, тем более что к наследию польских ариан они обращаются по разным причинам, часто весьма далеким друг от друга.

Мы ориентируемся на духовные традиции ариан. Мы стремимся черпать духовную пользу из их опыта, демонстрирующего, как важно ставить проблемы, часто трудные и противоречивые, с тем, чтобы ответы на них возможно было должным образом сформулировать и положить в основу общей системы мировоззрения. И такое мировоззрение могло бы помочь нам сделать важные выводы касательно жизни и бытия как человека, так и общества.

Новые унитариане не стремятся использовать какую-либо отдельную отличительную символику. Также мы не видим смысла в создании новой церкви с тем, чтобы таковая выступала в качестве института, этической и метафизической основы для акций типа поддержки гомосексуалистов или борьбы с традиционной церковью. Как говорится, чему суждено быть разрушенным, то разрушится, а кому суждено быть повешенным –тот не утонет. И пусть в иной ситуации окажется более выгодным создать некое подобие церкви для того, чтобы в вопросах внешней жизни пользоваться поддержкой родственных церквей, мы хотим, прежде всего, воздавать Богу славу в Духе и Истине. Мы сами являемся храмом духа, а Царство Божие находится среди нас. И в том числе поэтому мы не стремимся к созданию новых общин. Хотелось бы, чтобы у наших современников понятие "арианин" отождествлялось с людьми, искренне доверяющими Богу, а не просто верующими "как следует", с теми, кто действительно прислушивается к голосу Бога, хотя при этом не обязательно является практикующим верующим. Хочется видеть современных "ариан" людьми мыслящими, а не манипулирующими, людьми, которые стремятся, чтобы их оценивали по тому, как они живут, а не во что они верят. Мы надеемся, что в этом нам поможет избранный путь развития жизни по вере, путь следования законам духовности, дисциплины, взаимопомощи между верующими и подчинения своей жизни Богу.

Опубликовано на сайте Unitarianie.pl

Перевод ИАЦ "Время и мир"

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru