Ислам о принципах настоящего Пророка

Ещё на тему:
Ислам о принципах настоящего Пророка

Пророк Мухаммад был наиболее успешной личностью во всей человеческой истории, пишет известный исламский ученый Вахиуддин Хан. И он представляет собой не только нравственный пример для человечества, но также и образец того, как достигнуть жизненного успеха.

Д-р Хан подсчитал, что Мухаммад в своей жизни руководствовался 10 принципами, ведущими к успеху.

Первый из них - “начинай любое дело, исходя из возможного”. Супруга пророка Аиша так говорила об этом в одном из хадисов (сказаний): “Если Пророку приходилось выбирать из двух возможностей, он выбирал ту, которая легче” (хадис приводит аль-Бухари). Начинать с более легкого для пророка означало начинать с возможного.

Видеть позитивное в негативном, успех - в неудаче было вторым принципом для Пророка. В первые дни и месяцы своей проповеди в Мекке Мухаммад столкнулся с различными трудностями. “Значит рядом с трудностью есть облегчение... Не забывай, рядом с трудностью есть облегчение” (Коран 94:5-6). Этот аят Корана учит, что в любой проблеме уже заложено ее решение.

Изменение места жительства и деятельности для того, чтобы эта деятельность была плодотворной можно назвать третьим принципам. Примером тому может стать хиджра (переезд Пророка и его сподвижников из Мекки в Медину). Это было стратегическим решением Мухаммада для того, чтобы обрести более благоприятную среду для проповеди ислама.

“Сделай из врага друга” - гласит четвертый принцип. Он основывается на словах Корана, “призывающих воздавать добром за зло”. “Не одинаковы хорошее и плохое [это разные вещи; злу не может быть оправдания, но все же, когда представляется возможность и позволяет внутреннее состояние и положение дел], ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость], и ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]”. (Коран 41:34).

После битвы при Бадре с мекканскими язычниками в плен к мусульманам попало 70 человек. Многие из них были образованными грамотными людьми. Тогда Мухаммад сказал, что тот из них, кто обучит чтению и письму 10 мусульманских детей будет освобожден. Так возникла первая в истории ислама школа, где ученикам-мусульманам преподавали учителя из пленных язычников. Отсюда пятый принцип - успех можно извлечь даже из поражения.

А шестой принцип Пророка гласит - мир сильнее насилия. Когда мусульмане завоевали тогда еще языческую Мекку, в плен к ним попало множество жителей этого города, которых вполне можно было назвать военными преступниками. Но Мухаммад сказал им лишь одну фразу: ”Идите, Вы свободны”. И результаты этой фразы из трех слов оказались необыкновенными - большинство пленных приняли Ислам.

Еще одним, седьмым принципом Пророка был отказ от дихотомического мышления, которое видит в каком-либо явлении или проблеме лишь два возможных решения. Так в известной битве при Мута мусульманский полководец Халед бин Валид решил увести мусульман с поля боя, поскольку заметил, что силы противника многократно превышают его собственные. Когда мусульманские воины вернулись в Медину, жители города встретили их криками: “Иа. Фураар (о, дезертиры). Но Пророк сказал: ”Нет, это доблестные люди (по арабски-кураар). Тогдашние мединцы мыслили только двумя категориями (либо борьба на поле боя, либо позорное бегство). Но Мухаммад заметил в ситуации и то, что называется “третий вариант” - возможность избежав войны в данный момент, усилить свои войска, чтобы в будущем одержать решительные победы. Через три года, усилившаяся мусульманская армия нанесла поражение войскам византийского императора Ираклия.

“Заставить противника играть на своем поле “ стало восьмым принципом Пророка. Причем, это понималось, как в прямом, так и в переносном смысле. Мекканские язычники пытались вызвать мусульман на битву, заранее понимая, что они находятся в худшем положении. Но Пророк предпочел заключить в Худайбийе 10-летний мирный договор... И если раньше баталии между мусульманами и язычниками велись на поле брани, то теперь они перешли в сферу идеологии. “И уже через два года Ислам победил, так как был сильнее как идея” - пишет д-р Хан.

Постепенность вместо резких и радикальных шагов - так можно обозначить девятый принцип успешной пророческой деятельности Мухаммада. Это очень хорошо иллюстрирует хадис из сборника аль-Бухари. Айша, жена Пророка рассказывает, что первые ниспосланные аяты Корана в большей мере говорили о таких фундаментальных вещах как ад и рай. И лишь позднее, по мере того, как людские сердца и души стали готовыми к восприятию частностей, появились аяты, запрещающие прелюбодеяния, алкоголь и т.п. Д-р Хан считает, что таким образом ислам демонстрирует приверженность эволюционного подхода ислама к общественным проблемам.

И, наконец, десятым принципом можно назвать прагматичный подход в противоречивых и  деликатных ситуациях. В момент подписания уже упомянутого договора в Худайбийе с мекканцами-язычниками, Пророк сначала со своей стороны повелел подписать его так (сам он был неграмотен) - Мухаммад, посланник Аллаха. Но мекканцы резко возмутились против такой формулировки и Пророк тогда… подписался просто: Мухаммад, сын Абдаллы. Это позволило подписать договор и создать хорошие условия для дальнейшей пропаганды ислама.

По материалам аль-Джадид аль-Арабийя

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru