Религиозная свобода в США и в бывшем Советском Союзе

Ещё на тему:

16 января в США отмечается День религиозной свободы. В этот день в 1786 году Генеральной Ассамблеей штата Вирджиния было принято Положение о свободе вероисповедания Вирджинии (Virginia Statute on Religious Freedom). Томас Джефферсон (Thomas Jefferson) сформулировал основы данного законодательного акта, что было впоследствии расценено его самой выдающейся заслугой.

Соединенные Штаты имеют право праздновать, — именно праздновать, а не просто отмечать – День религиозной свободы. В пособии для готовящихся сдать экзамен на получение гражданства США есть, среди прочих, и такой вопрос: «Зачем отцы-основатели отправились в Новый Свет?» И тут же правильный ответ: «Они взыскали религиозной свободы». Религиозная свобода – один из столпов американской идентичности и при всех проблемах и дискуссиях американцы относятся к этой свободе и к «великой стене разделения» (между Церковью и государством) почти сакрально. Французский мыслитель Алексис Токвиль писал, что дух свободы и дух религии, противостоящие друг другу в современной ему Европе XIХ века, в США удивительным образом сочетаются. Я добавил бы еще и дух судебных прений: право на все большие объемы религиозного самовыражения американцы беспрестанно отстаивают в судах. Сотни судебных решений (только свидетели Иеговы доводили свои дела до Верховного Суда США 72 раза) создали мощный правовой базис для свободы каждого верить в то, что он полагает достойным веры.

Народы СССР после падения коммунизма тоже провозгласили свою приверженность свободе совести и вероисповедания и стремление раз и навсегда покончить с практикой подавления религии. В конце 1980-х трудно было себе представить, что религиозные институты, еще вчера солидарно сопротивлявшиеся государственной политике «окончательного решения религиозного вопроса», станут «меряться славой» и требовать от властей преследования конкурентов. Вполне прогрессивные законы о свободе совести начала 1990-х начали обрастать репрессивными дополнениями, исправлениями или заменялись новыми, существенно ограничивающими свободы граждан и созданных ими объединений. Если в странах Европейского Союза привилегии, которыми ранее пользовались Церкви большинства, все чаще распространяются и на религиозные меньшинства, то в постсоветских странах заметно стремление ранжировать еще сравнительно недавно равные перед законом религиозные организации.

Свидетельства грубейшего или «просто» грубого попрания религиозной свободы беспрестанно приходят из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, России, а Туркменистан и Узбекистан – среди государств, где ситуация с религиозной свободой наихудшая в мире. Очевидными исключениями из общей постсоветской картины тут выглядят балтийские страны, чье членство в Евросоюзе решающим образом гасит потенциальные стремления к свободе не для всех и, в значительной степени, Украина. Несколько центров религиозной силы, существующие в Украине в режиме конкуренции, не позволяют одному из них безраздельно доминировать и подавлять религиозные меньшинства.

К тому же украинский национальный миф не имеет жесткой конфессиональной коннотации: быть «настоящим украинцем» не означает необходимости быть православным, католиком либо протестантом. Достижения Украины в сфере религиозной свободы действительно впечатляющие. Стремление нынешнего президента и его команды подорвать ее основы, назначить «главную Церковь», дискриминировать всех других, оказывать давление на общины верующих, побуждать их к смене церковной юрисдикции и т.д. и т.п., так вот, эта политика, особенно очевидная в 2010 году, в 2011 захлебнулась.

Украинские Церкви не только выстояли, но и продемонстрировали растущую способность к самоорганизации перед лицом властного давления, решимость отстаивать единство страны, которой политика нынешнего ее руководства очевидно угрожает. И это вселяет немалый оптимизм. Несмотря на то, что современная Украина весьма далека от того, чтобы называться «Царством свободы».

Виктор Еленский,
председатель Украинской ассоциации религиозной свободы

http://baznica.info

 

Неблагодарное дело "рекламировать" Америку или какие-нибудь "американские ценности" в России. Само слово "американскый" вызывает в нашей стране ассоциации чего-то негативного и не патриотичного. Фаст-фуд, Кока-Кола, тупые мультики и так далее и тому подобное. Но, объективно, это действительно ведущая христианская страна в мире.

Когда-то преподобный Мун, впервые прилетев в Америку, был сильно вдохновлен исконно христианскими идеями, которые легли в основу этой нации. Увы, современные США далеко ушли от идеалов своих "отцов-основателей". Но тем не менее они все еще стоят на их христианском основании и не забывают хотя бы часть их надежд и устремлений.

Вот отрывок из речи д-ра Муна "Божья надежда в отношении Америки", прочитанной им 21 октября 1973 года.

"Отцы-пилигримы

Тем, кто мечтал о Новом Свете, Америка должна была казаться привлекательной. Хотя ее земли были неизведанны, она обещала им свободу веры, к которой они так стремились. Пуритане испытывали горячее желание создать собственное сообщество. Америка казалась для этого идеальным местом, и они приняли смелое решение отправиться туда. Они пошли на риск, связанный с пересечением Атлантического океана. Подвергаясь смертельной опасности, они черпали силы в своей вере, которая была сильнее самой жизни.

Только подумайте: им пришлось поступиться своими семьями, родственниками, отказаться от привычной среды, от своей родины и отправиться в неизвестную страну. Они могли уповать только на Бога. Каждый их шаг зависел от Него. Путешествие было долгим, и они пережили много штормов. Они непрестанно молились Богу. Если кто-нибудь заболевал, умирал во время плавания, у них не было ни лекарств, ни врача, но они обращались к Всевышнему. Эти паломники, мужчины и женщины, были едины с Богом. И так они выжили.

Поставьте себя на их место, на место людей, которые полностью полагаются на Бога. Какая восхитительная вера! Я убежден, что своей верой первые переселенцы тронули Сердце Бога. А когда Бог растроган, Он дает обещания, которые всегда выполняет. Бог дал этим глубоко верующим людям то, чего они желали более всего, — свободу веры. Потом Он решил дать им даже нечто большее.

Как вам наверняка известно, "Мейфлауэр" прибыл в Плимут Рок чуть ли не зимой. Ноябрь в Новой Англии — весьма холодный месяц. Переселенцы были обречены на голодную смерть, ведь у них было очень мало еды. Учитывая это, я испытываю особое благоговение, когда думаю о том, что они не прикасались к запасам зерна, имевшимся на "Мейфлауэре", хотя умирали от голода. Они хранили зерно для весеннего сева. Это воистину высший пример жертвенности. Они предпочитали умирать, сохраняя надежду на завтрашний день, но не действовать от отчаяния лишь для того, чтобы на несколько дней продлить собственную жизнь.

Переселенцы пришли на эту землю, преисполненные высоких целей и надежд. Они знали, что их цель важнее жизни отдельных людей. Ничто не могло бы дать им такое мужество, преданность и дух самопожертвования, как вера в Бога. Когда они прибыли в Плимут, остался в живых 41 человек, и выжившие собрались и изложили свои идеи о правительстве. В результате на "Мейфлауэре" было подписано соглашение, которое заканчивалось словами "Во имя Бога, аминь". Это поистине чудесная история. Горстка людей оставила Европу, положившись на Бога. С верой в Него они заболевали и умирали; и с ней же выживали. Образовав первое правительство, они подписывали свои официальные документы словами "Во имя Бога".

История первых американских переселенцев представляет собой одно из звеньев Божьей истории. Она рисует образы благочестивых людей такого же исторического значения, как Авраам, Исаак и Моисей. Эти переселенцы были Авраамами Нового времени. Вот почему им пришлось преодолеть так много трудностей даже после подписания на "Мейфлауэре" соглашения.

Трагическая зима

Первая зима унесла жизни половины прибывших на "Мейфлауэре". Каждый день людям приходилось расставаться с любимыми близкими. Один за другим умирали отважные первопроходцы. Однако с утра до ночи, от зари до зари их жизнь была подчинена Божьей воле. Бог был их единственным утешением, единственной надеждой и защитой. Бог был их старшим товарищем. Они приехали в Америку, движимые желанием построить общество, в котором мог бы жить Бог, и страну, где царило бы подлинное братство между людьми и единство с Богом. Все это соответствовало Божьему провидению, так как Богу требовалась страна, которая боролась бы за окончательное и полное спасение мира.

И тогда с переселенцами произошло еще одно чудо. В то время когда они были едва живы и их численность сократилась наполовину, индейцы могли бы легко уничтожить их одним ударом. Но опять Бог послужил им вместо щита. Первая группа индейцев, которая встретила приехавших на "Мейфлауэре", не проявила враждебности. Индейцы тепло приняли поселенцев. Если бы тогда их уничтожили, Америка как страна Бога, вероятно, не состоялась бы. Но Бог вмешался, чтобы спасти Своих людей в Америке. Я в этом убежден. Бог желал, чтобы они здесь поселились, и дал им такой шанс.

По мере того как население первых поселков становилось более многочисленным, колонистам приходилось вытеснять индейцев, чтобы расширить свои земли. Разумеется, изначально эта земля не принадлежала новым американцам. Здесь обитали индейцы, и в их глазах переселенцы были захватчиками. Почему же тогда Бог открывал перед поселенцами такие возможности? Мое толкование следующее: Бог поддерживал американских поселенцев, потому что таков был Его план. Более того, эти американские поселенцы удовлетворяли Божьим требованиям, демонстрируя непоколебимую веру в Бога. Бог не мог не поддержать их.

Существование Америки соответствовало Божьему провидению. С провиденциальной целью Богу нужно было создать на земле одну сильную христианскую страну. В конце концов, изначально Америка принадлежала Богу и лишь затем — индейцам. Только такое толкование может оправдать положение поселенцев.

Американский континент долго оставался неизвестным с особой целью и был открыт, когда подошло время. Божьи люди явились в назначенный час. Они пришли, чтобы сформировать новый образ жизни. Их главным сподвижником был Бог. Воспитывая детей, занимаясь сельским хозяйством, готовя пищу, строя, они предоставляли Богу участвовать во всех своих делах. Он был их единственным защитником. Работая в поле, крестьянин говорил своему сыну: "Давай вспашем поле во имя Бога". Их повседневная жизнь посвящалась Богу.

Когда пришла первая весна, они расчистили землю, посеяли зерно, потом начали ухаживать за растениями и наконец собрали урожай. Они восприняли свой успех и полученный урожай как Божью милость. С тех пор сложилась прекрасная традиция Благодарения. Когда закончилась еще одна жестокая зима, они в первую очередь построили церковь. Ночью и на рассвете, утром и в послеобеденное время они молились там. Я уверен, что они молились Ему: "Боже, мы хотим построить для Тебя мир, который будет лучше Старого Света. Мы хотим построить мир, в котором Ты сможешь жить и владычествовать".

И они также видели в своем воображении образ будущего, в котором эта христианская страна принесет миру больше добра, чем любая другая из существующих на земле. Я уверен, что после церкви они построили школу. Они хотели, чтобы у их детей были замечательные школы, лучше тех, которые были в Старом Свете. В последнюю очередь они строили себе дома, а, построив, посвящали их Богу. Вот какова история ваших отцов-переселенцев, как я ее знаю. Я представляю себе юную Америку, которая была прекрасной, потому что повсюду присутствовал Бог. В школе, в церкви, на кухне, на улице, на рыночной площади — в любом месте, где собирались люди, всюду жил Бог.

Рождение Америки

Приближается 200-летие Америки. Давайте поговорим о тех, кто возглавлял движение за независимость в этой стране в 1776 году. С точки зрения Британской империи, они были предателями. Но Бог мог использовать этих "предателей" как Свои орудия, как Своих людей, чтобы с их помощью построить лучшую страну на земле.

Джордж Вашингтон, главнокомандующий континентальной армией, испытал горечь многих поражений. В преддверии последней ужасной зимы в Велли Фордж он был настроен очень серьезно. И я уверен, что Джордж Вашингтон молился так: "Боже, Ты вывел наших людей из Европы и привел нас сюда в Новый Свет. Ты не хочешь, чтобы мы повторили скучную, серую историю Европы. Ты раскрепостил нас и даровал нам свободу. Тебе не хочется, чтобы на этой земле повторялись ошибки, однажды уже совершенные в Европе. Позволь мне принести тебе обет: я создам единую страну, во власти Бога". Джордж Вашингтон посвятил свое сражение Богу, и поэтому одержанная им победа была Божьей.

Я знаю, что эта победа и независимость Америки являются результатами того, что Бог принял молитву Джорджа Вашингтона наряду с молитвами других американцев. Бог знал, что Его воины будут трудиться ради новой страны. У Джорджа Вашингтона не было никаких преимуществ, в то время как у Британской армии было все — власть, авторитет, традиция, вооружение. Британцы гордились своей военной мощью. Американская континентальная армия была малочисленна и плохо экипирована. В итоге у Джорджа Вашингтона оставалось одно оружие: его вера в Бога. С моей точки зрения, его положение соответствует положению Давида в схватке с Голиафом. Давид выиграл бой во Имя Бога. Оба они положились на Бога. Оба отдали битве все сердце, все свое существо, весь дух самопожертвования — и одержали победу.

Важно отметить, что на всем протяжении истории Божьи люди никогда не могли получить благословение на родной земле. Бог уводил их с родины и помещал на чужую землю, и там они становились Божьими людьми и создавали Божью страну. Следуя данному образцу, американцы, исполненные верой, оставив родину, переплыли океан, обосновались в Новом Свете и там получили Божье благословение. Бог имел определенный план в отношении Америки. Ему было трудно добиться, чтобы эта страна процветала как единая страна, находящаяся во власти Бога, но для Бога нет ничего невозможного. Поэтому независимость Америки из недосягаемой мечты превратилась в реальный факт, и, имея такое основание, страна достигла процветания.

Британская армия сражалась за своего короля. Для нее высшей ценностью являлась британская корона. Американская армия сражалась за своего единственного царя — Бога, и только Он почитался как высшая власть. Новый Свет осваивался во имя Божье. Америку называют "страной великих возможностей". На этой осеняемой Богом земле перед людьми открывают большие возможности.

Америка — орудие Бога

Иностранец, оказавшись в Америке, восхищается силой местных христианских традиций. Я узнал, что каждое заседание Конгресса начинается с молитвы, а президент, начиная свое правление, присягает, положив руку на Библию. Однажды мне довелось посетить небольшую молельню в здании на Капитолийском холме. Когда членам верховного правительства предстоит принять серьезное решение, они приходят туда, опускаются на колени и смиренно просят помощи у Бога. Имеется витраж, изображающий Джорджа Вашингтона, который молится, стоя на коленях. В этом месте я ощутил истинное величие Америки. В этой стране повсюду, начиная с Конгресса, верхних эшелонов власти и вплоть до простых деревень можно встретить знаки преданности вере. В этом отношении Америка — уникальная страна. Даже деньги, как банкноты так и монеты, печатаются с прекрасной надписью "In God We Trust". Ни в какой другой стране такого не делают. Тогда чьи же это деньги? Ваши? Американские? Нет, это деньги Бога. Каждая банкнота или монета говорит об этом. Вы казначеи, и Бог вверил вам Свое богатство. Эта страна принадлежит не Америке, а Богу. И существует она ради всего мира, а не ради себя. Америка была создана как новая страна, новая христианская нация с новыми традициями. Старые традиции нарушились в Америке. У вас должно быть желание построить новую страну.

Божья цель — спасение мира и всего человечества. Поэтому современным американцам не следует относить свое процветание на счет собственного величия. Вы должны смиренно сознавать, что Бог даровал Америке Свое благословение, чтобы сделать эту страну Своим орудием в деле спасения мира. Куда Богу пойти, если Америка Его предаст? Если Америка отвергнет Бога, к кому Он обратится, чтобы осуществить Свою цель? Вы хотите, чтобы Он пошел в коммунистический мир? Или в развивающиеся страны? Бог желает опираться на Америку, чтобы Америка была Его главной поборницей. И Америка в духе жертвенности пошла по пути осуществления Божьей цели. Америка должна завершить свою историю в том же духе самопожертвования во имя Божьей цели. Тогда Америка выстоит.

Бозвольте мне привести сравнения на двух ярких примерах. Люди, прибывшие в Америку, в Северную Америку, искали Бога и свободы вероисповедания. Единственной путеводной звездой первых поселенцев был Бог. И когда они шли за Ним, они обретали не только Бога,но и свободу, и благосостояние. В то же время многие отправлялись в Южную Америку. Их единственным побудительным мотивом было желание найти золото. В Южной Америке — плодородная почва, не хуже, чем на Североамериканском континенте. Но поскольку единственной целью колонистов являлось золото, им не удалось найти ни золота, ни Бога, ни свободы. И по сей день страны Южной Америки относятся к числу слаборазвитых.

Америка — это чудо истории нового времени. Вы создали самую могущественную страну в истории за такой короткий срок. Разве это было достигнуто только усердным трудом? Разумеется, вы трудились не покладая рук. Однако усердный труд — это не все. Если бы Богне был вашим старшим партнером, построение Америки такой, какой она является сегодня, было бы невозможно. Бог сыграл главную роль в истории Америки, и Он желает, чтобы Америка это знала.

Американскому народу пришло время пробудиться. Благородное начало истории этой страны позволило Богу ниспослать ей благословение и дать Свой завет. Жертвенная преданность ваших предков послужила основанием для Божьего благословения. Если вы предадите своих предков, предадите Бога, Америке останется один путь — путь разрушения. Америка зиждется на фундаменте из веры в Бога, и, если ее лишить этого фундамента, она останется без опоры. И тогда быстро наступит распад". 

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru