Гневаясь не согрешайте

Не умея сдерживать себя, мы не сможем исполнить наш долг перед Богом и утешить печаль Его сердца. Поскольку судьба небес и земли связана с Божьим провидением, если мы останемся с Богом и сможем разделить с Ним горечь, негодование и печаль, мир сатаны предстанет перед судом. Именно поэтому Небеса учат нас смирять свой гнев, быть кроткими и сдержанными, а также стойкими и упорными в нашей жизни веры. (Преп. Мун Сон Мён)

В википедии гнев определяется как "отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить ее". Обычно гнев воспринимается как проявление эмоций, однако в гневе задействованы не только эмоции, но и тело, и интеллект, и воля. Если человек гневается, все аспекты его духовного и физического «я» приходят в движение.

Гнев возникает всегда в результате какого-либо события. Мы не можем сказать: «Хочу испытать гнев через минуту». Гнев – это реакция на событие, которое нам кажется несправедливым и вызывает раздражение, отчаяние и боль.

Когда происходит неприятное событие, мы не просто испытываем неприятные эмоции: разочарование, боль, отверженность, замешательство. Также мы сразу начинаем обдумывать ситуацию и «накручивать себя».

Муж возвращается домой поздно, жена может начать рассуждать примерно так: «Он мог позвонить и предупредить, что задерживается. Он знает, что я жду его к ужину. Он совсем обо мне не думает. Его интересует только работа. Совершенно ясно, что он равнодушен ко мне. Зачем я только вышла замуж за такого эгоиста?». При помощи своего интеллекта мы можем сделать из гневной мухи гневного слона.

Наше тело также не остается в стороне когда мы гневаемся, наши надпочечники начинают выделять адреналин. Начинается ускоренное сердцебиение, повышается артериальное давление, активизируется пищеварительная система и функция лёгких - всё это в итоге приводит к общему состоянию возбуждения, которое полностью захватывает человека. И только потом гнев начинает сказываться на нашем поведении.

Если понять, откуда берется гнев, то тогда возможно понять и как с ним справиться. Все люди без исключения, во всех культурах, во все времена, время от времени испытывали и испытывают гнев. Так откуда же он берётся?

Бог — это Отец и Мать всех эмоций: радости, гнева, печали и удовольствия. (Преп. Мун Сон Мён)

Источник человеческой способности гневаться заложен в природе Бога. Конечно, гнев не относиться к преобладающим атрибутам Божьей природы. Бог абсолютен, неизменен, уникален и вечен, а также Бог является любящим Родителем и безгрешным Существом. Именно из безгрешности Бога и Его желания восстановить людей при помощи абсолютной истинной любви и произрастает Его гнев. Мы говорим: «Бог есть любовь» и никогда не говорим: «Бог есть гнев». Гнев являться побочным продуктом желания безгрешного и святого Бога восстановить людей при помощи истинной любви.

Бог полон решимости восстановить этот мир, следовательно, каждый раз, когда люди не справляются со своей ответственностью, Бог испытывает возмущение. Сталкиваясь с грехом и предательством, Бог испытывает боль и гнев.

Бог хочет, чтобы человек творил добро и радовался последствиям своей благочестивой жизни. Зная о разрушительных последствиях человеческого греха, Бог начинает испытывать гнев, когда видит несправедливость и беззаконие. Божий гнев возникает по причине Его неуклонного стремления к справедливости и праведности, которые проистекают из Его непогрешимости и истинной любви.

Люди, созданные по образу и подобию Бога, также как и Бог желают справедливости и праведности и стремятся к ним. А значит, когда человек видит несправедливость или неправедность, то естественным образом начинает испытывать возмущение. Конечно, после грехопадения Божий образ в нас изменился, но он не исчез совсем. Единственная разница в гневе падшего и совершенного человека в том, что падший человек гневается, когда несправедливо поступают по отношению к нему лично и используют для этого свое собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. А совершенный человек испытывает гнев, когда видит, что Божья воля не осуществляется, и основывает свой гнев на истине, на ясном определении добра и зла.

Каждый человек желает праведности. И в нашем мире постоянно слышны возмущенные возгласы: «Как он мог так поступить! Это неправильно! Он ведет себя нехорошо! Так нечестно! Жизнь несправедлива!», и т.д. Все люди с самого детства могут безошибочно определить, когда по отношению к ним поступают несправедливо и в результате кто громче, кто тише, заявляют свой протест.

Почему жена негодует на мужа? Потому что в ее понимании он унизил ее, поверг в смятение или оттолкнул. Словом, «он ведет себя неправильно», не так, как следует вести себя по отношению к жене. Почему подростки возмущаются отношением к ним родителей? Потому что они считают, что родители к ним несправедливы, не любят их, недостаточно к ним добры, то есть поступают не так, как следует поступать. Почему водители постоянно сигналят на светофорах и в пробках? Потому что считают, что надо ехать уже на желтый свет и не дожидаться зеленого, думают, что кто-то несправедливо вырулил прямо перед ними или слишком замешкался, когда все уже поехали вперед. Короче, другой водитель поступил неправильно, и поэтому ему сигналят.

Гнев сам по себе не является грехом и проявлением падшей природы. Наоборот, гнев доказывает, что, несмотря на свое падшее состояние, в нас еще живо чувство справедливости и праведности и стремление достичь их. Гнев отражает наше стремление к праведности, честности и справедливости и является свидетельством нашего благородства, а не порочности.

Нам следует благодарить Бога за способность испытывать гнев. Когда люди перестают негодовать и возмущаться, они либо живут в совершенном мире, либо полностью потеряли чувство моральной сопричастности к происходящему вокруг. Таким людям попросту стало всё равно, что дальше будет с миром и с людьми вокруг. Если люди становятся равнодушными и не чувствительными к чужой боли, тогда мир может стать действительно ужасным местом.

Кто обладает высочайшей и величайшей совестью во Вселенной? Бог. Если совестливый человек увидит несправедливость, разве он может остаться в стороне? Нет, он разразится праведным негодованием! Может ли Божья совесть быть слабее?  (Преп. Мун Сон Мён)

Если гнев это часть нашей Божественной природы, тогда зачем он вообще нужен? Ответ тут вполне очевиден: гнев дан человеку Богом для того, чтобы побудить нас к активным и конструктивным действиям перед лицом всего, что несправедливо и неправильно.

Мы должны исполниться праведного гнева из-за того, что сатана уничтожил так много хороших людей с помощью пороков, оставив в истории горький след падшей любви. Мы должны кипеть от негодования, поскольку сатана вынудил Небеса пойти на бесчисленные жертвы. (Преп. Мун Сон Мён)

К сожалению, падший человек не всегда адекватно воспринимает, что справедливо, а что несправедливо. В виду того, что наша падшая природа эгоцентрична (в центре Вселенной находимся мы сами), а не теоцентрична (когда в центре всего находится Бог), мы склонны испытывать возмущение всякий раз, когда что-то происходит не так, как хочется нам. В более изначальном своем состоянии каждый раз, видя несправедливость, мы бы испытывали гнев, который подталкивал бы нас к позитивным действиям, основанным на любви.

Почему гневается Бог?

На протяжении всей истории Божий гнев, как реакция на греховность людей, побуждал Бога действовать, посылать пророков и основателей религий ради того, чтобы они призывали народы к покаянию. Если люди каялись, тогда Божий гнев остывал, если нет, тогда Богу приходилось предпринимать какие-либо еще меры. Бог настолько сильно любит каждого из нас, что ни за что на свете не позволит нам пребывать в грехе и пороке. Бог увещевает нас при помощи Своего Слова, Бог предупреждает нас через мелкие неприятности, Бог наставляет нас при помощи серьезных проблем, Бог исправляет нас даже при помощи огромных потрясений. Но никогда не при каких обстоятельствах, видя страдания человечества, Бог не останется просто сторонним наблюдателем.

Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. Признай только вину твою… Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами. (Иер. 3:12-14)

В силу Своей любви к людям Бог не может терпеть, чтобы несправедливость продолжала существовать в мире. В итоге, каждый человек пожинает плоды того, что сеет.

Бог если и использует какие-либо суровые и дисциплинарные меры воздействия на нас, то всегда только из любви по отношению к нам. Поэтому образ сурового Бога, требующего справедливости и творящего суд над людьми не соответствует действительности. Абсолютность и непогрешимость Бога не позволяют Ему оставаться равнодушным, когда Он видит, как люди творят зло. И негодование по этому поводу заставляет Бога сражаться до полной победы добра в жизни каждого из нас.

Почему гневается Мессия?

Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал… дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан. 2:13-16)

В действиях Иисуса Христа повторяются те же мотивы, что и в действиях Бога. Движимый любовью и позитивными целями, Иисус выступал против зла, которое пробуждало в нем гнев. Ученики Иисуса видели, что он впал в негодование и объяснили это его праведностью и глубокой озабоченностью тем, что происходит в Храме Божьем. Мессия в своем гневе всегда руководствуется любовью, стремясь прекратить зло и привести грешников к покаянию.

Когда я видел, как люди предавали меня и отворачивались от меня, моя душа взрывалась таким гневом и возмущением, что у меня перехватывало дыхание и хотелось крикнуть: «Разрази тебя гром, паршивец! Будь у меня японский меч, я бы тебе глотку перерезал!» Но, помня о Сердце Бога, Который желает возвращения этих людей, я не мог так поступить. Я жил, полный решимости поддерживать несчастного Бога и прощать людей. Каждый раз, когда я сталкивался с подобными ситуациями, возникал один узелок. У Церкви Объединения, словно у бамбука, вырастало новое колено. Так я и шел, завязывая узелки на уровне семьи, рода и народа. (Преп. Мун Сон Мён)

Итак, когда мы сталкиваемся с тем, что нам кажется несправедливым, неправильным или нечистым – мы испытываем гнев. Бог подарил нам способность гневаться, чтобы мы могли мобилизовать себя на позитивные действия по исправлению всего злого и греховного в себе и в мире. Гнев не должен толкать нас на разрушительные поступки, направленные против людей. Гнев не дает нам право говорить или делать что-либо во вред окружающим. Гнев лишь подталкивает нас к позитивным действиям, направленным на исправление неправильного положения вещей в мире.

Сам по себе гнев – вещь полезная, он подобен «красному огоньку» на приборной панели автомобиля и сигнализирует о том, что что-то не так. Гнев заставляет нас обратить свое внимание на сложившуюся ситуацию, и после этого становится очень важно, что мы сделаем дальше. Сложно не отреагировать вообще. Поэтому мы можем либо использовать свой гнев как мощный позитивный стимул, побуждающий нас к действиям, основанным на любви, либо перестать контролировать свой гнев, и тогда он превратиться в неистовую и неконтролируемую силу, способную разрушить и нас и всё, что вокруг нас.

Как использовать свой гнев во благо

Признайтесь самому себе, что вы разгневаны. Поскольку гнев может вспыхнуть мгновенно, часто мы реагируем немедленно – либо словом, либо действием, даже не успевая осознать, что же происходит у нас внутри. Если признаться себе, что сердишься, реакция может быть более позитивной. Произнесите вслух: «Я невероятно разозлился! И что мне теперь делать?». Тогда вы увидите разницу между вашим гневом и теми действиями, которые собираетесь предпринять. В такой ситуации вам будет легче взять свои эмоции под контроль.

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26)

Не реагируйте сгоряча. Если мы рассержены и поддадимся своему первому порыву, то скорее всего отреагируем самым негативным и деструктивным способом. По большей части мы просто повторяем модель поведения, к которой привыкли с детства и которую наблюдали у своих родителей или взрослых. Обычно существуют две крайности: человек либо замыкается в себе и замолкает, лелея собственные обиды, либо действует агрессивно – словесно или физически.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. (Пр. 29:11)

Не реагировать сгоряча не означает подавить свой гнев. Просто иногда, нужно сосчитать до 10 или до 100, прежде чем как-то реагировать на то, что нас раздражает. Сколько раз мы говорили необдуманные слова, за которые потом приходилось сожалеть, но поправить что-либо было уже невозможно.

Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

Если мы считаем вслух или просто где-то прогуливаемся, то вполне можем ощутить душевное облегчение и сказать себе: «Я невероятно рассердился! Что мне теперь делать?». Когда вы чувствуете раздражение, начните молиться и вместе с Богом вы скорее найдете выход из сложившейся ситуации.

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (Пр. 19:11)

Также в тот момент, когда вы чувствуете сильное негодование, особенно в отношениях с супругом возьмите тайм-аут. Успокойтесь и подойдите конструктивно к решению конфликта. Конечно, тайм-аут не может длиться 3 месяца, и конфликт нельзя просто замолчать, но и отреагировать сразу было бы неправильно.

Выявите причину гнева. Почему я рассердился? Что является причиной моего негодования - его слова или действия? Или может выражение его глаз? Может быть это событие напоминает вам какие-то неприятные события из вашего прошлого?

Главное, при выявлении причины гнева – понять, в чём, собственно говоря, этот человек согрешил. Возможно, что гнев просто не обоснован и заключается в разнице характеров, разном воспитании и разном понимании одних и тех же вещей. Если же гнев обоснован, тогда надо решить, насколько сильно обидел вас человек. Можно использовать шкалу от 1 до 10, чтобы оценить степень ущерба. Это нужно для того, чтобы не накручивать лишний раз свою обиду и не приписывать другому человеку не совершенных преступлений, а оставаться объективными. Наша реакция на разбитую чашку и измену может и должна быть совершенно разной.

Проанализируйте варианты своей реакции. Спросите себя: какие позитивные действия, основанные на любви, я должен совершить? Отругать человека? Вспомнить все его прошлые прегрешения и ошибки? Использовать оскорбительные слова, чтобы показать ему степень своего возмущения? Дать обидчику пощечину? Схватить его за шиворот и хорошенько встряхнуть? Швырнуть в него попавшимся под руку предметом?

На самом деле приемлемых вариантов всего два. Первый вариант: оставить всё как есть и предать всю ситуацию и человека, на которого вы разозлились, в руки Божьи. В таком случае, вопрос о справедливости мы доверяем Богу, и пусть Он сделает в сложившихся обстоятельствах то, что считает нужным. Если мы не можем напрямую повлиять на ситуацию, тогда лучше всего довериться Богу.

Я терпел и думал, что справедливости не достичь кулаками — только терпением. Порой я испытывал такое негодование, что у меня сводило челюсти. Но я терпел, считал себя недостойным сыном и думал так: Богу пришлось сдерживать Свой гнев гораздо дольше, чем мне. (Преп. Мун Сон Мён)

Второй вариант: с любовью противостоять обидчику и найти решение возникшего конфликта.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф. 18:15-17)

А как нужно относиться к язычнику? Молиться за его спасение и за восстановление отношений с ним. Если вы откровенно и с любовью говорите с человеком и он признаёт свою вину, тогда простите его и не вспоминайте его прошлых прегрешений, но если человек никак не признаёт свою вину несмотря на все ваши позитивные попытки, остается лишь молиться за него.

Предпримите конструктивные шаги. Если вы решите оставить всё как есть, сообщите о своем решении Богу. Добровольно отдайте в Божьи руки и виновника ваших злоключений и свой гнев. Если вы решились на доброжелательное выяснения отношений, прежде всего внимательно выслушайте другого человека и попытайтесь понять его. В любом случае многое прояснится: либо человек признает свою вину, либо вы сами поймете, что неверно восприняли его мотивы. Доброжелательная беседа многое проясняет. Расскажите человеку о своей сердечной боли и о степени своей обиды, а потом вместе ищите позитивный выход из сложившейся ситуации.

Когда вы действуете с доброжелательностью и смирением, сатанинский мир естественным образом подчиняется вам. (Преп. Мун Сон Мён)

 

Пастор Олег, 21 апреля 2013 года, г. Москва

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru