О ценности и ограниченности буддистского понимания кармы

15.02.2014
О ценности и ограниченности буддистского понимания кармы

Один из центральных элементов буддистского учения — представление о законе причин и следствий то есть о карме. Всякое действие человека обязательно является причиной каких-либо событий в будущем. Под словом «действие» подразумеваются мысли, слова и физические поступки.

Мы — авторы своих обстоятельств, поэтому обиды неуместны

Если верить в закон причин и следствий, тогда отпадает возможность на кого-то обижаться в жизни. Когда кто-то со мной обходится плохо, приносит мне боль, страдания физические или духовные, я думаю, что сам в прошлом поступал аналогично по отношению к другим людям. Вместо того чтобы обижаться, я делаю самоанализ и раскаиваюсь.

Итак, тот человек, который верит в карму становится необидчивым. Это огромный плюс. Буддизм показал миру множество подобных людей.

Известно, что обиды способны сломить верующих в Бога людей. В религиозной жизни нередки обиды даже на Самого Бога. К человеку приходят неудачи и страдания и возникают претензии к Богу: «за что Ты посылаешь мне такие проблемы... ведь я служил Тебе и верил в Тебя...» Но если человек считает себя самого ответственным за события своей жизни, тогда обижаться на других людей и на Бога нет никакого смысла. Можно обижаться только на себя.

Мы — авторы своих обстоятельств, поэтому работаем над собой

Вера в буддийское представление о карме побуждает человека к работе над собой, к изменению своего поведения. Действительно, если я сам являюсь автором своих обстоятельств, тогда я сам могу их исправить. Как только человек осознает это, он тут же берется за работу.

Что очень важно — эта работа производится именно над собой, а не над другими людьми.
Если я думаю, что причина моих проблем находится в других людях, тогда я буду пытаться изменить не себя, а других людей. Эта практика неизбежно приведет меня к негодованию и злости, поскольку люди не меняются так, как мне нужно.

Если же я думаю, что причины проблем находятся внутри меня, тогда я естественно прекращаю попытки менять других. Основа для негодования и злости на них постепенно исчезает. Такой человек несет больше мира и гармонии, имеет больше шансов стать добрым.

Достигнув высокого уровня доброты и гармонии, такой человек может помочь другим измениться к лучшему, но только с их добровольного согласия, без всякого насилия.

Согласуется ли буддийское учение о карме с Христианством?

На первый взгляд такой согласованности нет. Иисус Христос не оставил после себя прямого наставления о том, что мы являемся авторами своей жизненной ситуации. Но давайте подумаем над некоторыми словами нагорной проповеди:

1. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Получается, что Небесный Закон учит человека поступать праведно во всём. Тогда он может ожидать хорошего отношения к себе. В этой фразе есть некоторая аналогия с буддизмом, но нет прямого указания на закон кармы.
2. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Это прямое выражение закона причин и следствий. Что ты посылаешь в мир, то возвращается к тебе.
3.  «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Эта фраза показывает, что не только в проявлении человеческой милости или суда, но и во всех других областях жизни действует закон причин и следствий. Именно наши собственные мысли, слова и поступки определяют то, что приходит позже в нашу жизнь. Все это близко по содержанию с буддийской кармой.
4. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Все самые большие проблемы находятся внутри меня. Меняй сначала себя самого. Это высказывание Иисуса Христа согласуются с учением Будды о карме и о том, как правильно действовать для ее очищения.

Итак, мы видим что некоторые положения учения Будды не противоречат учению Иисуса Христа. Но, с другой стороны нельзя считать эти учения эквивалентными друг другу. В чем разница.

Превосходство учения Иисуса Христа над учением Будды о законе причин и следствий.

1. Иисус учил о законе причин и следствий ради того, чтобы человек не только избавился от зла, но приблизился к Богу и Его любви. Будда учил только ради избавления от человеческих проблем. Например, в христианстве нужно примириться с братом чтобы затем принести дар Богу. В буддизме нужно примириться чтобы только избавиться от кармы и самому простветлеть. В этом огромная разница.
2. В буддизме избавление от пут кармы происходит только ценой усилий самого человека или его духовного учителя. В христианстве очищение от прошлых грехов происходит при участии Бога и Его сына Иисуса Христа, которые дают прощение. Со стороны человека требуется намного меньше усилий. Например, человек должен сделать исповедь, молитву раскаяния. В Новом Завете есть такие слова: «любовь покроет множество грехов...» Эти слова дают шанс не только избавиться от грехов, но и приобщиться к любви Бога. Буддизм же только избавляет от грехов и ничего более.
3. В буддизме есть представление о реинкарнации. Это значит, что все без исключения причины своей жизни я наработал сам. Например, обстоятельства в детстве складываются как результат моих собственных прошлых жизней. Ветхий и Новый Завет учат о наследовании от предков. То, что дано мне в детстве, является результатом деятельности моих предков. Мне дана только одна эта жизнь и другой уже не будет. Такое учение стимулирует верующих ценить данную им жизнь, ценить время жизни и не уповать на то, что у меня впереди бесконечное число перевоплощений, когда-нибудь успею все исправить.

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru