Религии мира и их Писания

Иудаизм и христианство - монотеистические, этические религии. У них отчасти общее священное писание: Библия иудеев входит в состав христианской Библии как Ветхий завет; специфически христианским священным писанием является Новый завет.

Эти религии имеют много общих постулатов вероучений: 1) Бог единый, 2) Он всемогущий и 3) благой, 4) Творец, 5) Который открывает Свое Слово человеку и 6) отвечает на его молитвы. И иудаизм, и христианство 7) позитивно воспринимают мир как арену Божьей активности, 8) как место, где люди должны вести себя правильно, и 9) которое необходимо избавить от несправедливости. Обе религии верят 10) в загробную жизнь, в воскресение. Наконец, они считают, что 11) история имеет конец, 12) который означает полную реализацию Божьего замысла на Земле, и произойдет это с помощью Мессии или, согласно современным формам иудаизма, в Мессианскую эпоху. Христианство вообще проявляет особое внимание к иудаизму, поскольку его основоположник Иисус Христос и Его ученики были евреями; они жили как иудеи; иудейская Библия была их писанием, они критиковали иудейскую веру и традицию, но отталкивались от него, выступая как реформаторы изнутри. Жизнь Иисуса и его учение во многом будут непонятны без знаний о современном Ему иудаизме.

Хотя иудаизм и христианство имеют много общих элементов в вероучениях, все же это глубоко различные религии. Во-первых, в иудаизме Бог один и единый; в христианстве Бог един в Своей природе, но выступает в трех лицах, образующих Святую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа. Христиане верят в Иисуса, называемого Христом, как в Мессию - воплощение Второго Лица Троицы, поэтому Ему поклоняются не как человеку, а как Богу, ставшему человеком. Спасение человечества- это целиком и полностью дар Божий, даруемый через принесение в жертву Второго Лица Троицы, ставшего человеком, страдавшего и умершего и вновь воскресшего. Христиане верят в Христа и в Его страдание, смерть и воскресение; они следуют Его учению и Его примеру; и после смерти они надеются причаститься Его великого воскресения. Иудаизм верит в Божью милость, но она распространяется лишь на тех, кто принадлежит к народу Израиля, строго выполняет предписания иудейского учения и соблюдает святость жизни. С точки зрения иудеев Мессия еще не приходил, и они предвосхищают пришествие Мессии, или наступление Мессианской эры. Будущее для них - это мир на Земле и справедливость. Для христиан будущее связано с учением о Втором пришествии Христа, когда зло полностью исчезнет и духовное благословение, совершенное во Христе, полностью проявится в Царствии Божием.

И иудаизм, и христианство давно уже не практикуют предписанное Законом принесение в жертву животных. Но для иудеев этические и ритуальные предписания Библии (мицвот) остаются нормой поведения, они детально разработаны в Талмуде в качестве халака, или требований к повседневной жизни, тогда как христиане признают только этическое учение Библии, выраженное в Десяти Заповедях. Христиане придают особое значение вере в Христа, дарующего милость, силу и руководство для нравственной жизни. Иудаизм учит о святой жизни на основе следования мицвот и подчеркивает, что в общественном правосудии необходимо придерживаться библейских стандартов, как считали еврейские пророки. Эти религии смотрят по-разному и на грехопадение человека; христианство придерживается учения о Первородном грехе, которому иудаизм не придает особого значения.

Эти глубокие различия приводят к тому, что иудаизм и христианство по-разному относятся и к своим священным писаниям. Иудаизм считает свои священные книги совершенным источником вероучения и нравственных норм, выполнения которых Бог требует от людей для их же благополучия. Для христиан священные книги иудаизма, называемые Ветхим заветом, - это только приготовление к последнему откровению, которое Бог дарует через Христа, - это откровение записано в книгах Нового завета.

Иудейская Библия, или Танак, состоит из Закона (Тора), Пророков (Небиим) и Писаний (Кетувим); ее книги написаны за период, охватывающий более чем тринадцать столетий иудейской истории, со времени Моисея до последних нескольких веков до нашей эры. Центр писания - это Тора, или Пятикнижие Моисеево. Книга Бытие содержит истории о сотворении мира, грехопадении человека и о жизни патриархов Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Исход, Левит, Числа и Второзаконие повествуют об освобождении иудеев из египетского рабства и об обретении Моисеем Закона на горе Синай. Пророки включают книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств, рассказывающие об истории Израиля, когда им руководили пророки, и книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Осии, Михея, Аввакума, Ионы, Аггея, Захарии, Малахии и других. Писания включают книгу Псалмов, которые представляют собой молитвы и гимны; Притчи, книги Екклесиаста и Иова, содержащие изречения, рассуждения о мудрости и размышления о человеческом существовании; Плач Иеремии, рассказывающий о разрушении Иерусалимского храма; любовную поэму Песнь Песней, которая издавна трактуется как описание мистических отношений между Богом и Израилем или между Богом и человеком; книгу пророка Даниила, рассказывающую о вере во времена гонений.

Помимо Танак существовала традиция Устной Торы, бытовавшая в среде раввинов в первые века нашей эры и кодифицированная как Талмуд. Он состоит из двух основных частей - Мишна и Гемара - и обладает огромным авторитетом для соблюдающего предписания иудея. Талмуд можно также расценивать и как развитие традиции комментирования текста Библии для правильного его понимания. Хотя большая часть Талмуда посвящена толкованию и кодификации Закона, в нем встречаются фрагменты, имеющие характер универсальной духовной и этической мудрости. В Талмуде наиболее известен небольшой трактат под названием Абот, или Изречения Отцов, относящийся к Мишне. Книги Мидраш (комментарии раввинов к писанию) отличает насыщенность моральными и духовными поучениями и историями. Большим авторитетом среди правоверных иудеев пользуются также и другие тексты раввинов того же периода: Сифра, в которую входят Числа Сифре и Второзаконие Сифре, Танхума, Песикта Раббати и Песикта Кахана, Тосефта. Кроме них в иудейской традиции привлекают внимание книги установленных Законом молитв. Мистический трактат. Зохар и ряд других сочинений образуют Каббалу - мистическую традицию, которая для многих иудеев имеет каноническое значение. Также имеют большое значение ряд теологических трактатов, среди которых следует отметить "Руководство для заблудшего" Моисея Маймонида (1135-1204 гг.) и "Шулхан Арух" Иосифа Каро (XVI век).

Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет был священным писанием для Иисуса и Его последователей, которые были иудеями. Ветхий завет идентичен иудейской Библии, но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа.

Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими. Наиболее известны среди них: книги Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, истории о Товите и Юдифи, а также описание Мак-кавейского восстания, содержащее много замечательных примеров мученичества и образующее четыре Маккавейские книги. Эти книги имели хождение среди иудеев в последние два века до Рождества Христова и вошли в Септуагинту - греческий перевод Священного Писания. Новый завет написан тоже по-гречески; первые христиане в основном^ говорили по-гречески, и они пользовались Септуагинтой как своим Ветхим заветом. Второканонические книги не вошли в иудейский канон, составленный раввинами в Ямнии в 90 г.н.э. Во время Реформации, провозгласившей возвращение к стандартам иудейского раввинского канона, Второканонические книги были исключены из переводов Библии на национальные языки; например, их нет в Библии Лютера и в английской версии короля Якова. Поэтому протестанты называют эти книги Апокрифическими. Но римско-католическая церковь утвердила статус этих книг как Священного Писания на Тридентском соборе (1545-1603). Они признаются также частью Священного Писания и в православии. Теперь они включаются в большинство современных переводов Библии.

В Новый завет входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения. Частью Нового завета являются послания апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и других. В них рассматриваются вопросы вероучения и морали христианской церкви первого века нашей эры. Павел был крупнейшим из апостолов, и ему принадлежат послания к римлянам, первое и второе к коринфянам, к галатам, к филиппийцам, первое к фессалоникий-цам, к Филимону. Ряд других посланий также приписывают апостолу Павлу, и в них действительно чувствуется его влияние. Это послания к ефесянам, к колоссянам, первое и второе к Тимофею, к Титу, к евреям. Входящие в Новый завет Деяния апостолов - это изложение истории христианской церкви от первой Пятидесятницы до путешествий апостолов Петра и Павла. Завершает содержание Нового завета Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, - это видение о конце мира и Втором Пришествии Христа. Все книги Нового завета написаны в течение столетия после смерти Иисуса, хотя решение о том, какие книги включать в Новый завет, а какие - нет, не принималось церковью вплоть до IV века.

Ислам - третья великая монотеистическая религия, корни которой уходят к вере Авраама и учение которой имеет много общего с иудаизмом и христианством. Ислам провозглашает Аллаха, Единого Бога, Творцом, верховным и благим, отвечающим на молитвы, действующим в человеческой истории через пророков, которые провозглашают слово Аллаха. Ислам воспринимает мир позитивно как творение Аллаха и место, где люди должны вести себя нравственно. Он признает за человеком только выбор между верой или безверием, между Богом или сатаной; в зависимости от этого выбора человек попадает либо в рай, либо в адский огонь.

В исламе посредниками между Аллахом и людьми являются пророки, и Мухаммед (570-632) - это "печать" Пророков. Пророки: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил, Муса (Моисей) и многие другие, известные и безымянные, доносили слово Бога до людей. У каждого из них - своя миссия, но их изречения по сути всегда одинаковы: необходимо подчинить себя воле Бога. Иса (Иисус) - один из пророков. Хотя его именуют Мессией, он не выполняет особой мессианской роли в том смысле, который приписывают ему христиане. И в его природе нет ничего божественного. Его послание и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него. Мухаммед, получивший откровение от Аллаха,- вот совершенный образец для пророков любой эпохи.

Ислам - преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами: 1) верить в Аллаха и Его Пророка Мухаммеда, 2) ежедневно молиться пять раз в отведенное для этого время, 3) поститься в месяц рамадан, 4) давать милостыню и оказывать помощь бедным и 5) совершить паломничество (хадж) в священный город - Мекку и ее святилище - Каабу. Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде.

Основное писание ислама - Коран, продиктованный ангелом Джибриилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду, который, согласно традиции, был неграмотным. Джибриил произносил стихи Корана Мухаммеду, а тот тут же обучал им своих последователей, которые запоминали и записывали их на листьях и клочках папируса. Они составили окончательный текст Корана спустя поколение после смерти Пророка. В Коране 114 сур, расположенных в порядке убывания их длины. Приверженцы ислама считают, что священную суть Корана можно постичь только по-арабски и перевод на любой язык не способен передать святость Корана [1].

В зависимости от того, какие тексты признаются верующими авторитетными помимо Корана, ислам делится на два больших направления: суннитов и шиитов. Многочисленные сочинения суфиев, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания.

Сунниты почитают Сунну, учение Мухаммеда, основанное на хадисах (изречениях самого Пророка и преданиях о нем), собранных и переданных потомкам соратниками Мухаммеда. В большинстве хадисов рассматриваются особенности мусульманского права, но некоторые из них посвящены вопросам веры, морали и эсхатологии. Шестью великими составителями Сунны считаются: Букхари, Муслим, Абу-Давуд, Тирмидхи, ан-Насаи и ибц-Маджах; наибольшим авторитетом пользуются Букхари и Муслим. Собрание текстов Ильм аль-хадис определяет критерии достоверности преданий, разделяя их на "здравые","благие", "слабые" или "немощные". Сборники Букхари и Муслима и ряд вторичных собраний хадисов, основанные на шести компиляциях, переведены на английский язык. Наиболее замечательным среди них является небольшое собрание преданий "Сорок хадисов ан-Навави", которое и сейчас поражает своей лаконичной выразительностью, тонко передающей сущность мусульманской духовности. Другое авторитетное для ислама предание, отраженное в настоящей антологии, - биография Мухаммеда "Сират Расул Аллах", составленная ибн-Ишаком и дошедшая до нас в редакции его ученика ибн-Хишама.

Шиитская традиция в исламе имеет свои собрания хадисов, которые отличаются, хотя и немногим, от суннитских сборников, но они пользуются меньшим авторитетом у шиитов, нежели Сунна у суннитов, и поэтому мы их не приводим в настоящей антологии. Гораздо больше отличает шиитов особое почитание Али (ум. 661 г.), зятя Мухаммеда, который стал четвертым халифом и правил мусульманами в течение семи лет до своей мученической смерти. Али считают совершенным образцом мусульманина, а его проповеди и высказывания составляют сборник "Нахджул Балагха", который для шиитов является священным писанием, стоящим сразу после Корана.

Основателем зороастризма является пророк Заратуштра (около 1000 г. до н.э.). Будучи одной из основных религий древней Персии, зороастризм оказал большое влияние на христианство и ислам. Несмотря на свое значение в истории религий, сейчас зороастризм существует лишь как анахронизм. После преследований и изгнания из Ирана зороастрийская община насчитывала менее ста тысяч парсов, большинство которых живет ныне в Индии в окрестностях Бомбея.

Современный зороастризм - это монотеистическая религия. Его приверженцы почитают единого Бога Ахура-Мазду, Владыку Мудрости, воплощениями которого согласно писанию служат архангелы Благой Разум, Справедливость, Преданность, Владычество и другие. Символом Бога является огонь, который занимает центральное место в зороастрийском ритуале. Зороастризм проповедует этический дуализм: между благим Богом и силами зла происходит постоянное сражение, их борьба охватывает души людей и постоянно ставит их перед выбором между добром и злом. Душа бессмертна, и после смерти тела каждая получает в соответствии со своими земными делами. Но силы добра и зла не равны: в конце истории Бог и Правда непременно восторжествуют. Благая жизнь связана с чистотой, добродетелью, трудолюбием и доброжелательностью к людям.

Священным писанием зороастризма является Авеста. Среди ее книг главный литургический текст - Ясна. Ядро Ясны составляют гаты - гимны, сочиненные самим Зарагуштрой и его ближайшими последователями; они образуют 28-34, 43-51, 53 главы Ясны и лежат в основе зороастрийс-кого культа. Другие книги Авесты: Видевдад - собрание очистительных законов; Виспарад - собрание ритуальных молений ко всем духовным сущностям и Яшты - содержащие зороастрийскую эпическую литературу. В настоящей антологии в основном приводятся фрагменты из гат.

Индуистская религиозная традиция не поддается краткому описанию. Некоторые течения в ней имеют монистический характер и провозглашают божественной всю реальность. Другие склоняются к дуализму и понимают реальность как отношение между божественным Духом (Пурушей) и изначальной материальной природой (пракрити). Иные близки к монотеизму и почитают личного Бога, а иные поклоняются Богу, не имеющему ни имени, ни формы и обладающему многими именами и формами. Индуист может поклоняться Богу в облике Кришны или Шивы или стремиться к единству с безличным Брахманом, но все равно он будет относиться к ним как к символам, выражающим Высшую Реальность. Но и ведантист, для которого Реальность целиком безлична, и поклонник богини Дурги находят обоснование своим взглядам в одних и тех же писаниях. В Ригведе сказано: "Истина одна, но познающий называет ее многими именами".

Если все же попытаться выделить общие черты вероучения и практических предписаний различных направлений индуизма, то они, вероятно, будут следующими: 1) Брахман, или Высшая Реальность, и личностей, и безличен, и проявляется во многих формах; 2) он постигаем посредством многих путей (марг): знания (джняна-йога), преданности (бхакти-йога) и действия (карма-йога); 3) их полностью реализуют те мудрецы, которые достигают единства или общности с Реальностью. 4) С другой стороны, творения и феномены жизни мира - временны и несовершенны; они скрывают всеобщую Истину и путь к ее достижению. 5) Каждый индус разделяет учение о карме, согласно которому за каждой мыслью, словом и действием следует воздаяние, поскольку всем правит моральный закон и высшая справедливость космоса; а также 6) учение о реинкарнации, которое понимается как печальное вращение по кругу постоянного страдания или как множество серий воплощений, чтобы улучшить индивидуальный жребий. Имущественное неравенство и судьба каждого человека трактуются как действие кармы, а не как результат активности Бога. Каждый индус также признает: 7) авторитет Вед; 8) традиции семейной и общественной жизни с их четырьмя ступенями (ученика, домохозяина, духовного искателя ц.аске-та), которые заставляют всех стремиться к духовному прогрессу и к всеобщему благосостоянию; 9) четыре цели жизни: исполнение религиозного долга (дхарма), успех в обществе (артха), удовольствие (кама), освобождение души (мокша); 10) идеальность общественного устройства, воплощенного в кастовой системе, законы и требования которой необходимо испол-нять. Многочисленные направления и школы индуизма, за редким исключением, разделяют все эти черты. Те индийские конфессии, а именно джайнизм, сикхизм и буддизм, которые отрицают некоторые из этих черт, очень сильно отличаются от индуизма.

Насчитывающая несколько тысячелетий индуистская традиция создала множество священных писаний. Наиболее древними и авторитетными являются откровения (шрути): Веды (священное знание), Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Имеются четыре Веды: Ригведа [2], Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа; они передавались устно из поколения в поколения в течение более трех тысяч лет. Веды составлены в стихах и содержат гимны, ритуальные формулы, песнопения и молитвы. Именно благодаря методу традиционного ведического песнопения сохранилось в целости большинство ведических мифов. Многие из гимнов адресованы обожествленным силам природы, которые понимаются как проявления космической истины. В некоторых отражен ритуал возлияния сомы и принесения в жертву коня. Современный индус хотя и редко, но исполняет эти ритуалы. Правильное понимание древних Вед показывает, что они содержат в себе все основные элементы индуистского знания.

Брахманы - это прозаическое дополнение к Ведам. В настоящем издании цитируются два из них: Шатапатха Брахмана и Тандьямаха Брахмана.

Известно 108 Упанишад, составленных в разное время (с 900 по 200 гг. до н.э.); они посвящены тем или иным местам Вед или Араньяк. Этимологически слово "упанишада" значит "усаживание рядом"; в текстах Упанишад содержатся философские и мистические учения, которые преподавали древние мудрецы, когда восседали в окружении своих учеников. Комментарии Шанкары (ум. 750 г. н.э.) выделяют одиннадцать главных Упанишад: Иша, Кена, Катха, Прашня, Мундака, Мандукъя, Айтрейа, Тайттирийа, Чхандогъя, Брихадараньяка и Шветашватара. Многие причисляют к ним и Майтри упанишаду. Некоторые Упанишады, например Шветашватару, можно трактовать в монотеистическом духе, поскольку она учит отношениям с личным Богом, но все же основная тенденция Упанишад - отождествление Реальности с внеличностным Брахманом, который "не то и не то" и не поддается никакому описанию и который в единстве с Атманом, или Универсальной Личностью, живет в каждом сердце. Упанишады учат, что освобождение - это постижение в себе Атмана при отказе от собственной личности, которая отождествляется с психофизическим организмом, его жизнедеятельностью и страстями.

Из священных писаний индуизма наиболее широко известна Бхагавад-гита[3]. Песнь Бхагавана составлена за несколько веков до нашей эры, она представляет собой одну из книг эпоса Махабхараты. Тем не менее авторитет и влияние Бхагавадгиты таковы, что превосходят значение Упанишад. Ее даже называют "подлинной Библией Индии". Со своим пафосом самоотверженного служения Бхагавадгита была главным источником вдохновения для Махатмы Ганди. Имея много общего с более древними Упанишадами, Бхагавадгита также показывает несколько путей для достижения высшей цели жизни. Но провозглашаемое ею учение имеет монотеистический характер: преданность (бхакти) - это высший путь для достижения Бога и обретения Его милости.

Другие, более поздние индуистские тексты, которые образуют священную традицию (смрити), обладают меньшим авторитетом, чем шрути. К ним относятся большие эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата. Сцены из этих поэм известны каждому индийскому школьнику, они служат источником для сюжетных тем народных драм и представлений. Рамаяна рассказывает историю Рамы, который является аватарой (инкарнацией) Вишну, и -его жены Ситы, возвеличивая семейные обязанности как нечто самое высшее, что утверждает всеобщий порядок и процветание. Рама не может ослушаться своего отца, даже когда тот хочет лишить его царства, и поселяется в лесу. Затем, когда Ситу похитил злой демон Равана, Рама должен пройти через множество испытаний, пока не побеждает Равану и не возвращает свою жену. Совершенная добродетель Ситы проявляется в том, что она вместе с Рамой уходит в изгнание, а затем, в плену у Раваны, твердо соблюдает целомудрие. Махабхарата повествует о гражданской войне клана Кауравов, во главе со злым Дурьодханой и его помощником Карной, против Пандавов, которых возглавляют Арджуна и Кришна. Кришна, как и Рама, - аватара Вишну, хотя имеет и вид, и все слабости человека. Но в одиннадцатой главе Бхагавадгиты он открывает Арджуне свою трансцендентную сущность. В поэме превозносятся такие добродетели, как мужество, верность долгу и правдивость.

Другая группа текстов смрити - это собрание дхарм (обязанностей, или законов) для членов общества. "Законы Ману" - главнейшие из них. Мы также включаем в настоящее издание выдержки из сборников Нарада, Васиштха, Вишну и Апаштамба. Помещая в антологии отдельные законы из них, составители стремились исключить те спорные материалы, которые относятся к кастовой системе. Несмотря на ведическое происхождение варнашрама-дхармы, вырождающаяся кастовая система - это та черта индуизма, которую отрицают большинство современных индуистских реформаторов и интеллектуалов. "Всемирное писание" придерживается своей цели, а именно - акцентировать внимание на положительных сторонах религиозных учений.

Пураны - средневековые сборники законов, историй и философских изречений, отражающие в основном более древние писания и при этом иллюстрирующие их конкретными сюжетами и примерами. Они имеют огромное влияние на народную религию современной Индии. Наиболее известные из них - Шримад Бхагаватам,. или Бхагавата Пурана, описывающая жизнь Кришны, его учение, детские подвиги и любовь к прекрасным пастушкам. Этот текст занимает центральное место в вишнуизме. Другое писание вишнуизма, Вишну Пурана, содержит пророчество о Калки, будущей аватаре. Шива Пурана, Сканда Пурана и Линга Пурана - писания шиваизма. Гаруда Пурана и Матшья Пурана включают описание загробной жизни и проявление действий кармы в судьбе отдельного человека. В Мар-кандейа Пурану входит рассказ о царе, чье сострадание напоминает бод-хисаттву, а также описание победы богини Дурги, популярного индуистского божества. Существует множество других Пуран, некоторые продолжают записываться и в настоящее время. Они дополняют исключительное многообразие религиозных текстов Индии.

Тантры - это руководства по религиозной практике. Тантризм, как индуистский, так и буддийский, использует технику йоги, символические ритуалы и трансмутацию страсти с целью преодоления всех страстей путем отождествления себя с Высшей Реальностью. Эта последняя черта создала тантризму скандальную репутацию как учению, использующему оргиасти-ческие обряды, хотя в действительности в теории любая настоящая тантрическая практика в качестве необходимого условия требует подчинить страсть полному аскетическому самоконтролю. Индуистский тантризм представлен в настоящем издании Куларнава Тантрой.

Индуистские философы, святые и поэты создали обширную литературу, которая выходит за рамки нашей антологии, ограничивающей свой интерес писаниями. Мы имеем в виду сутры и комментарии к ним, принадлежащие шести классическим философским школам (даршанам): веданте (Брахма сутра Бадарайаны и комментарии к ней Шанкары, Рамануджи и Мадхвы), йоге (Йога сутра Патанджали), санкхье, ньяе, вайшешике и пурва мимамсе. Эти тексты посвящены специальным вопросам философии; правда, религиозный контекст этих систем в основном также основан на Ведах и Упанишадах, из которых они многое черпают.

Мы также не могли уделить много места литературе средневековых аскетов, выразивших свою любовь к Шиве или Вишну в танцах, поэмах и любовных песнях на языках многих штатов Индии. В Тамил-наду наяна-ры воспевали Шиву, а альвары - Вишну. Среди поэтов, писавших на хинди, наиболее выдающимся был Кабир, чья поэзия, пронизанная и концепциями индуизма, и идеями исламских суфиев, стала для всех индийцев авторитетнейшим источником истины; отдельные стихи Кабира можно встретить в текстах сикхов. Из других поэтов отметим Тулсидаса, написавшего версию Рамаяны на хинди, и Джаядеву, чья написанная на санскрите поэма "Гита Говинда" описывает любовь Радхи и Кришны; ее широко используют в храмовых танцах. Кроме них и сейчас многочисленные аскеты продолжают выражать в новых формах все ту же традицию индуизма. Из особых течений индуизма следует упомянуть лингайатов в Карнатаке, провинции на юго-западе Индии, известных своими отличиями в верованиях и реформаторским духом. Движение Вирашайва, основанное Басаванной (XII в.н.э.), отрицает кастовую систему, оспаривает авторитет Вед, выступает против почитания изображений богов и учит личной религии, близкой монотеизму, которая не нуждается ни в храме, ни в духовенстве. В качестве писания они почитают религиозные песнопения - вачаны.

Сикхизм - монотеистическая религия, число почитателей которой при-ближается в настоящее время к двадцати миллионам. Она учит преданности Богу и отрицает эгоизм, считая это необходимыми условиями для благой жизни. Сикхизм является относительно молодой религией. Он возник в Пенджабе на севере Индии в XV веке под влиянием Гуру Нанака (1469-1539). Нанака и следующие за ним четыре гуру стремились положить конец различиям между индусами и мусульманами, а также между кастами, проповедуя, что только внутренние намерения и чистота в служении Богу (а не учение и социальный статус) являются для Бога мерой личности. Каждый из этих гуру выступал реформатором в своей общине: индус среди индусов, мусульманин среди мусульман. И хотя их замыслом была реформа своих религий, они являются для нас основателями самостоятельной религии. Под гнетом преследований сикхизм под руководством этих пяти гуру развился в крепкую религиозную общину с собственной моделью поведения и формой одежды.

Сочинения пяти первых гуру пятый гуру - Арджун Дэв объединил в Ади-Грантх. Десятый гуру, Гобинд Сингх, положил конец традиции гуру и объявил, что Ади-Грантх - это и есть Гуру Грантх Сахиб, т.е. вечно живой гуру. С тех пор Гуру Грантх стал объектом наибольшего почитания и источником священного вдохновения. Для сикхов он обладает высшим авторитетом.

Ади-Грантх - это собрание стихотворных композиций, сгруппированных в раги - музыкальные модели, согласно которым они поются. Текст на пенджаби имеет стандартную пагинацию, отмеченную, какому гуру принадлежит тот или иной стих: МЛ указывает на стихи, которые написал гуру Нанак, М.2 - гуру Ангад, М. 3 - гуру Амар Дас, М.4 -гуру Рам Дас, М.5 - гуру Арджун Дэв, М.9 - гуру Тегх Бахадур. Ади-Грантх также включает стихи известных индуистских и мусульманских поэтов, таких, как Кабир, Равидас, Сурдас, Фарид и Рамананд.

Джайнизм - это религия почти десяти миллионов индийцев со своими священными текстами, историей и значительной философской традицией. Джайнизм хотя и является частью великой индийской культуры, но, как и буддизм, принадлежит к неведической религиозной традиции, отрицающей авторитет Вед, Упанишад и других индуистских писаний и не признающей индуистских божеств. Известный своим крайним аскетизмом, джайнизм повлиял на индийскую культуру в основном через свою доктрину ахимсы, т.е. ненанесения вреда всем живым существам. Джайнская мысль строго придерживается учения о карме, согласно которому личность обязательно будет страдать и ей воздастся за все ее злые дела. Поэтому личность должна освободить себя от пут кармы, дав обет аскетизма, и, упражняясь в нем, отвергнуть всякое насилие в делах, словах и мыслях. Всякая страсть порождает насилие, и сама она является результатом карм заблудшего сознания, которые следует устранить. Джайнизм не признает Бога-Творца или личного Бога; каждая личность носит в себе возможность достигнуть совершенства и стать Параматманом, т.е. душой, свободной от всех цепей кармы, способной достичь высшей точки универсума.

Это совершенство обрел Махавира, урожденный Натапутта Вардхамана (599-527 гг. до н.э.). Он стал Тиртханкарой.- Нашедшим Брод, открывшим Путь к спасению. Старший современник Будды, Махавира, считается двадцать четвертым Тиртханкарой, традиция которых восходит к ведическому Ришабхадеве. Народный джайнизм почитает Махавиру как источник божественной милости, что придает этому культу оттенок личной связи, хотя в целом этот элемент отсутствует в философии джайнизма.

Джайнизм разделяется на два направления в зависимости от решения вопроса: допустимо или недопустимо монаху носить одежду: шветамбары признают одежду, а дигамбары требуют полной наготы, причем каждая группа ссылается на практику самого Махавиры.

Канон джайнских писаний (агам) начинается с молитв Махавиры, называемых Пурвы и записанных на древнем языке ардхамагадхи. Древнейшие из них, однако, утрачены, и поэтому две джайнские общины создали различные каноны из сборников сохранившихся текстов, написанных на пракрите и санскрите.

Согласно шветамбарам, эти писания состоят из двух ветвей (анга) и 34 дополнительных текстов (ангабахья). Первая ветвь - это Акарангасутра, в которой содержатся правила для монахов и монахинь, а также самая авторитетная биография Махавиры. Сутракританга - вторая ветвь, она содержит джайнские доктрины, сформулированные в ходе диспута с другими индуистскими и ранними буддийскими учениями. Среди ангабахья наиболее известны Уттарадхьяяна сутра, представляющая антологию диалогов и поучений, считающихся завещанием Махавиры, и Кальпа сутра, содержащая биографии джайнов. Другие тексты шветамбарского канона: Упасакадасанга сутра, Дашавайкалика сутра и Нанди сутра.

Дигамбары, считающие, что большая часть Пурв утрачена, оспаривают аутентичность шветамбарских писаний. К небольшому числу сохранившихся древних Пурв они добавляют большое число схоластических разъяснений (ануйога). Эти разъяснения и образуют писания дигамбарской традиции. Среди них - сочинения Кундакунды (I в.н.э.): "Самайасара", "Нийамаса-ра", "Правачанасара" и "Панчастикайа"; "Анупрекша" Картикейи (II в.н.э.) и "Самадхишатака" Пуйапады (VI в.н.э.). "Таттвартхасутра" Умасвати (II в.н.э.) - это система джайнского учения, изложенная в форме афоризмов, похожих на стиль сутр индуистской веданты. Комментарии дигамбаров к ней включают "Сарвартхасиддхи" Пуйапады, "Таттвартхараджавартику" Акаланки (VIII в.н.э.) и "Таттвартхаслокавартику" Видьянанди (IX в. н.э.). "Таттвартхасутру" признают авторитетной, правда, по-разному, как дигамбары, так и шветамбары. Другой комментарий, который признают обе секты, - это "Санматитарка" Сиддхасены (V в.н.э.), трактат по логике, доказывающий естественность одновременного существования различных точек зрения на реальность. Сохранившиеся фрагменты Пурв дополняют также такие комментарии, как "Гоматтасара" Немичандры (950 г. н.э.) и "Джайадхавала" Вирасены (820 г.н.э.). Легенды и биографии святых вошли в "Адипурану" Джинасены (IX в. н. э.); их заслуги воспевает и "Дват-римшика" Сиддхасены. "Аптамимамса" Самантабадхры (V в.н.э.) содержит философскую аргументацию учения джайнов о совершенстве, всеведении и чистоте. Мулачара Ваттакеры (II в.н.э.) - это монашеские правила, близкие к правилам "Акарангасутры", а "Ратнакарандасравака чара" Самантабадхры содержит этическое наставление для мирян. Этот перечень практически исчерпывает произведения ануйоги, фрагменты которых приводятся в настоящем издании. Из неканонических трудов мы включили несколько отрывков из "Нитивакьямрита" Сомадевы (X в.н.э.), классика джайнской поэзии.

Будда, урожденный Сиддхартха Гаутама (581-501 гг. до н.э.), учил в Индии, где буддизм процветал в течение пятнадцати столетий и где было написано большинство буддийских священных текстов. Буддизм состоит из множества школ, объединенных в две большие ветви: тхеравадический буддизм (который называют "хинаяна, или Малая Колесница") на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии, и буддизм махаяны, распространенный в Тибете, Монголии, Китае, Корее и Японии. Поскольку буддизм был практически изгнан из Индии, то две его ветви развивались после этого вплоть до настоящего времени самостоятельно.

Тхеравадический буддизм - Учение старцев - утверждает, что сохранил исконное учение Будды. Он проповедует идеал араханта (санскр.- архат), существа, достигшего освобождения от всех пут эгоизма и страстей. Цель освобождения, Ниббану (санскр. - Нирвана), можно достичь путем самоочищения и правильного понимания Дхаммы (санскр. - Дхарма), раскрытой в Четырех Благородных Истинах: 1) всякое существование- это страдание (дуккха): мы неизбежно сосуществуем с тем, что нам не нравится, и отделены от того, что нам нравится; 2) это страдание неизбежно вследствие нашего стремления к существованию и испытываемого нами желания (танха) удовольствия для чувств и ума; 3) прекращение страдания наступает с отказом от желаний и стремлений; 4) способ прекратить страдание - это Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь к спасению требует постоянных занятий и упражнений; он не предполагает никакой божественной милости.

Гораздо важнее аскетической практики, которая сама по себе может привести лишь к ложному чувству гордости, понимание того, что "я"- нереально; оно - лишь иллюзия, порожденная условиями существования, и (как и тело) непостоянно. Поскольку нет "я", то нет и Бога в смысле Бытия, с которым можно отождествить свою Самость (подобно индуистскому Атману). Буддизм низводит индуистских божеств до уровня духов, которые в прошлых своих жизнях были людьми и через определенное время родятся снова, ибо они еще не освободились. Путь монаха, отказавшегося от мирских уз, способствует быстрейшему достижению высшей цели. Миряне тоже следуют своей цели, правда, менее высокой, если просто живут нравственно и заботятся о монахах. Правда, в традиции тхеравады имеются святые и из мирян, достигших высших ступеней медитации и ставших целиком просветленными.

Тхеравадические священные тексты написаны на пали, языке северо-западной Индии; по мере распространения буддизма пали стал языком буддийских монахов Южной Азии. Канон священных текстов тхеравады называется Типитака (санскр. - Трипитака), или Три Корзины, разделенные следующим образом: Виная питака - собрание законов и предписаний для монахов; Сутта питака - рассуждения и диалоги Будды; Абхидхамма питака - научные и философские трактаты. Большинство фрагментов Типитаки в этой антологии взяты из книг второй корзины - Сутта питаки.

Наиболее известный и широко цитируемый текст среди них - Дхам-мапада, или Стихи Справедливости. Как книгу основных изречений о буддийских правилах поведения и этики, Дхаммападу называют двойником Бхагавадгиты. Она является основным текстом при обучении школьников в странах, где распространен буддизм тхеравады. Другой основной текст- это Кхуддака Патха, или Короткий Раздел; это молитвенник для мирян, в который входят простой катехизис, предписания и поучения. Три другие важнейшие книги, содержащие материал, восходящий к самому Будде, это Сутта Нипата, Удана и Итивиттака. Они состоят из кратких, часто рациональных поучений Будды о пути освобождения, о том, как обрести в жизни равновесие и самоконтроль, отрицая предрассудки и традиционализм. Тхе-рагатха и Тхеригатха в стихах описывают опыт первых монахов и монахинь, а Петаваттху содержит истории о привидениях и духах. Они вместе с другими пятнадцатью книгами составляют раздел (никайа) Сутта питаки, который называется Кхуддака Никайа. Остальную часть Сутта питаки составляют тексты, входящие в следующие разделы: Дигха Никайа, которая представляет собой длинные, по большей части книжные рассуждения; Мадждхима Никайа - рассуждения средней длины о применении буддийского учения, или дхаммы; Самйутта Никайа - предписания для практической жизни буддиста; Ангуттара Никайа - арифметически упорядоченные рассуждения.

Кроме палийской Типитаки существуют полуканонические тексты по широкому кругу тем: Джатаки - истории о предыдущих жизнях Будды; Вишуддхимагга, или Путь Очищения Буддхагхоши; а также Вопросы царя Милинды, в которых воспроизводится беседа эллинистического царя Менандра (Милинды; II в. до н.э.) и буддийского мудреца Нагасены. Мы также использовали традиционную биографию Будды - "Буддхачариту" Аш-вагхоши (100 г.н.э.). Анагатавамса предсказывает пришествие будущего Будды.

Буддизм Махаяны - Великой Колесницы - разделен на множество школ, каждая из которых имеет свои священные тексты. Учения этих школ совпадают с основными положениями тхеравадического буддизма, включая доктрины о небытии Самости, зависящей от природы мирской реальности. Но большинство школ махаяны признает вечную Трансцендентальную Реальность, Таковость (Татхата), Истину, или Закон, управляющий Космосом. Для просветленного во всем содержится проявление этой Истины; в человеческой природе присутствует Природа Будды, чистое Сознание, которая раскрывается на пути к состоянию Будды. Таковость не означает Бога-Творца в понимании западных религий; с точки зрения буддистов, слово "Бог" слишком обременено дополнительными значениями, взятыми из других традиций, чтобы помочь понять буддизм. Тем не менее ясно, что буддизм махаяны содержит учение о Высшей Реальности и милости, которые отсутствуют в доктринах тхеравадической школы.

Кроме того, буддизм махаяны пропагандирует идеал бодхисаттвы, существа, наделенного великим состраданием, который посвящает себя освобождению всех других существ. Отсутствие реальной Самости означает, что все вещи связаны и неразделимы, поэтому спасение индивидуума неотделимо от чувства сострадания к другим существам. Третья отличительная черта буддизма махаяны состоит в том, что существуют великие бодхисаттвы, к которым следует относиться как к символическим проявлениям постоянства мудрости, нравственности, милосердия и сострадания Будды. В народе некоторых из этих бодхисаттв почитают как духовных благодетелей. В народном буддизме почитаются Гуан Инь (яп. - Каннон; санскр. - Авалокитешвара), Будда Амитабха, Самантабхадра, другие Будды и бодхисаттвы, к которым взывают о милости и помощи.

Огромные махаянские собрания текстов написаны на санскрите и составляют китайскую и тибетскую Трипитаки. Каждая из школ буддизма махаяны почитает свои собственные канонические писания, дополненные текстами основателей школы. Несмотря на размежевание школ, все они разделяют общую основу веры и практики, и поэтому в их писаниях встречается много совпадений. Большинство махаянистов также признает авторитет текстов палийского канона.

Среди наиболее почитаемых текстов махаяны выделяется Лотосовая сутра (Саддхарма-пундарика сутра). Она содержит учение о Единой Колеснице, которое обещает, что, несмотря на особенности сект и практических путей в буддизме, все существа в конце концов непременно достигнут состояния Будды. В Лотосовой сутре есть учение о, вечном космическом Будде, чья обильная и всеохватывающая милость является источником спасения. Более того, это спасение распространяется на всех, кто верит в сутру, - такой подход к вере позволяет некоторым христианским ученым сравнивать Лотосовую сутру с Евангелием. Лотосовая сутра имеет особо важное значение в китайской школе тяньтай (яп. - тендай) и в ряде японских сект, возникших на основе учения Нитирена (1222-1282).

Буддисты школы Чистой Земли, к которой в Японии относятся школы Йодо Шу, основанная Хоненом, и Йодо Шиншу, основанная Шинраном, связывают божью милость с Буддой Амитабхой (называемым также Буддой Амидой), Буддой Бесконечного Света, который обитает в Западном Рае (Сукхавати). Их надежда на всеобщую милость, не касающуюся человеческих дел, которые считаются формой эгоизма, чем-то напоминает лютеранство. Писания школы Чистой Земли состоят из двух Сукхавативйуха сутр, описывающих обеты Будды Амитабхи привести всех людей в Чистую Землю, и трактата "Созерцание Будды Амитабхи" ("Амитайур Дхьяна сутра").

Сутра Ожерелья (Аватамсака сутра) - писание китайской школы хуаянь (яп. - кэгон). Это большой сборник, отличающийся богатыми образами и широким спектром разнообразных идей. Среди них следует отметить следующие: Будда понимается как космический принцип и как проявление этого принципа, сам по себе представляя Просветление; все вещи, причины, следствия взаимозависимы и взаимосвязаны, и на них не следует смотреть как на частности; путь бодхисаттвы трактуется как прохождение десяти ступеней познания внутреннего мира и сострадания ко всем другим существам. Тридцать девятую книгу Сутры Ожерелья - Гандавйуха сутру - иногда считают самостоятельным сочинением.- Она описывает странствия духовного искателя, который путешествует по всей Индии, получая религиозные наставления от пятидесяти пяти учителей обо всех сторонах жизни, и в итоге достигает высшей Истины.

Сутры постоянства мудрости (праджняпарамита) довольно хорошо изучены. В их число входят различные по размеру сутры: от Сутры Сердца (Праджняпарамита-хридая сутра), которая занимает менее одной страницы, до огромных сутр в 18, 25 и 100 тысяч стихов. Наиболее раннее и важное из всех подобных сочинений - "Постоянство мудрости в 8 тысячах строк" (Аштасахасрика Праджняпарамита сутра), которая раскрывает учение о Пустоте (шуньята) и путь бодхисаттвы, следующего в "постоянстве мудрости" к осуществлению шести постоянств. Но наиболее известная сутра мудрости - это, конечно, Алмазная сутра (Ваджраччхедика Праджняпарамита сутра). Ее краткие парадоксальные высказывания, ставящие в тупик обычную логику, ведут к более глубокому пониманию Пустоты.

Вне этой традиции возникли медитационные (кит. - чань; яп. - дзэн) школы буддизма, разделяющиеся на те, которые учат постепенному просветлению (японская школа сото-дзэн), и те, которые говорят о возможности мгновенного просветления, - школа риндзай, ставшая благодаря Судзуки Дайсетдзу популярной на Западе. На чань-буддизм оказал значительное влияние даосский натурализм, который в Японии дополнили дзэнская практика и дзэнский образ жизни. Китайский классический вариант чань-буддизма содержит Сутра Хуэйнэна, называемая также Сутра Помоста шестого патриарха, которую написал шестой патриарх школы Хуэйнэн (638-713 гг.), основатель учения о мгновенном просветлении. Основная мысль сутры - тождество исконного сознания каждой личности с природой Будды. Дзэн-буддисты, разделяющие учение о мгновенном просветлении, применяют коаны. Коан - это краткое парадоксальное высказывание, которое учит Пустоте посредством того, что ставит сознание в тупик, заставляющий ученика отказаться от его собственных взглядов на Реальность. Ученик может найти путь к Истине только с помощью интуиции, но не логики, и поэтому ему следует упражнять свою проницательность (яп.- сатори), связывающую его с Просветлением Будды. В настоящую антологию включены фрагменты из сборника коанов, известного как Мумон-кан, или "Застава без ворот". Это комментарий к группе из сорока восьми коанов, собранных Ву-Мен Хуи-Каи (яп. - Мумон Экай) из китайской династии Сун. Ланкаватара сутра - философский источник для большинства дзэнских доктрин; она учит, что ложное разделение на субъект и объект возникает вследствие того, что в подсознании накапливаются семена скверны; в действительности все различимые сущности пусты; они - не более, чем творения нашего сознания.

Компендиум буддийских учений, мало известный на Западе, представляет собой Махапаринирвана сутра, основная тема которой - природа Будды, полная сострадания и распространяющая свое воздействие на преходящий мир. Более известно "Священное учение Вималакирти", где бод-хисаттва-мирянин доказывает, что он выше, чем все собрание величайших учеников Будды, и обладает более сверхъестественными силами, чем они. Этот текст учит, что, живя в мире, вполне можно стремиться к состоянию Будды, ибо быть в мире еще не значит быть мирским. Это близко учению Нагарджуны о тождестве сансары и нирваны. Другими словами, нирвана- не цель, достижимая лишь в будущем, ее можно достичь и в настоящем.

В Сурангама сутре Будда наставляет одного ученика, впавшего в похоть, как контролировать сознание и таким образом продвигаться к Просветлению. В "Львином Рыке королевы Шримала" верующая мирянка проявляет глубокое понимание, когда учит об Исконном Сознании, которое по сути своей лишено скверны. "Сутра Золотого Света" ("Суварнапрабхасоттама"), популярная в Японии, посвящена политической теории. "Сутра сорока двух разделов" - популярное этическое сочинение, вдохновленное идеями тхеравады. "Сикшасамуккайа", или "Компендиум Упражнений", - это сборник сутр махаяны, составленный Шантидевой.

В Тибете великие учителя буддизма махаяны: Нагарджуна, Шантидева, Арьядева, Васубандху, Дхармакирти и другие почитаются как великие бодхисаттвы, и среди тибетских буддистов их сочинения цитируют как Священное писание. В Тибете также почитают труды основателей четырех традиций тибетского буддизма: Гьялва Лонгченпы, Шакья Пандиты, Мила-репы и Ламы Цзонхавы.

"Всемирное писание" включает фрагменты и из менее авторитетных сочинений, особенно из "Муламадхьямика-Карика" и "Драгоценного Ожерелья" Нагарджуны и "Руководства в образе жизни бодхисаттвы" ("Бод-хисаттвачарьяватара") Шантидевы. Нагарджуна был превосходным логиком, давшим фундаментальное философское основание учениям о Шуньяте и о тождестве сансары и нирваны. Труд Шантидевы показывает этику целеустремленного бодхисаттвы, живущего в мире, который его не касается, и при этом совершающего благодеяния для других.

Тибетский буддизм включает как ортодоксальное учение махаяны, так и эзотерическое учение ваджраяны с ее тантрическими ритуалами. Тантрическая практика, как и в индуизме, использует технику йоги, символические ритуалы и трансмутацию страстей, чтобы направить их все на отождествление с Высшей Реальностью. В настоящем издании мы приводим фрагменты из Хеваджра Тантры, Калачакра Тантры и Гухьясамайа Тантры, а также используем "Тибетскую Книгу Мертвых" ("Бардо Тёдол"), в которой содержатся рекомендации для души в ее странствии в загробном мире.

Религиозный мир Китая можно описать лишь как сложное смешение множества потоков. Первобытная религия, для которой характерны почитание предков и стремление обрести гармонию с силами природы, была дополнена, с одной стороны, этическими святынями конфуцианства, а с другой - мистическими идеалами даосизма. Проникший в Китай буддизм после небольшого конфликта нашел гармонию с древними китайскими традициями. Поэтому можно сказать, что традиционный китайский дух - это смесь Трех Учений (сань цзяо): конфуцианство в сферах образования и этики; даосизм в отношении к личному Просветлению, которое не возмущают ни беды, ни неудачи; буддизм в отношении к смерти и загробной жизни в дополнение к традиционным жертвам, приносимым умершим членам семьи и духам природы. Современные западные вероучения и идеологии, которые оказывают влияние на Китай, а именно христианство и коммунизм, практически слились с его богатой традицией. Различные китайские религиозные традиции так тесно переплетены в душе китайца, что, возможно, неправильно было бы рассматривать конфуцианство и даосизм в качестве самостоятельных религий, как это обычно делают на Западе.

Конфуцианство - это система, которая занимается в основном этическими вопросами, определяет семейные ценности и правила управления государством. В нее также входит традиционный китайский культ предков и созданный позднее культ Конфуция, который считается покровителем образования и культуры. Сам Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.) был реформатором, который пытался придать гуманистический характер существующим в управлении и социальной жизни традициям. Он побуждал своих учеников следовать идеалу почтительности, который он'понимает как путь человека благородного и возвышенного. Возвышенный человек искренен, преисполнен любви к родителям, покорен своему господину, следует социальным и религиозным нормам (ли), опирается на взаимность в отношениях с другими (Золотое Правило) и имеет широкие познания в культуре. Более всего он проявляет гуманность (жэнь) к своим родственникам, друзьям и знакомым. Основанное на сыновней почтительности и гуманной этике общество управляется в соответствии с Пятью Отношениями: императора и подданного, отца и сына, старшего брата и младшего брата, мужа и жены, двух друзей. Эти отношения - не просто формальные обязанности, они должны быть мотивированы чувством глубокой любви.

Законодатель должен обладать добродетелями возвышенного человека и править в основном с помощью собственного примера, а не применения силы. От правителя, который опирается на принуждение, не сохраняется даже имени. Правление, которое не поддерживает народ, теряет Мандат Неба и вскоре свергается; это может служить оправданием для революции.

Канонические писания конфуцианства - это Пять классических трактатов и Четверокнижие. Пять классических трактатов, за редким исключением, - это древние источники, которые изучал сам Конфуций,-из которых он черпал свои поучения и которым давал свою интерпретаторскую оценку. В "Книгу песен" ("Ши цзин") входят ритуальные оды, любовные песни и песни, описывающие жизнь древних китайских правителей с X по VII в. до н.э. "Книга истории" ("Шу цзин") состоит из речей и указов времен ранней Чжоу (1122-722 гг.до н.э.), в основном относящихся к правлению конфуцианских культурных героев: царей Вэнь и У и князя Чжоу. "Анналы весны и осени" ("Чунь цю") - это хроники царства Лу. "Книга ритуалов" ("Ли цзи") - сборник материалов, связанных с ритуалами и близкими к ним социальными формами, выражающих убеждение, что приверженность правилам социального и ритуального приличия есть внешнее выражение внутренней искренности и честности.

"Книга перемен" ("И цзин") считается канонической как в конфуцианстве, так и в даосизме, но из ее многочисленных древних вариантов только версия с конфуцианскими комментариями входит в Пять классических трактатов. "И цзин" традиционно используется для гадания, но комментарии к ней наполняют эти оракулы конфуцианскими ценностями. Космология инь-ян и "И цзин" лежит в основе метафизики, которую признают как сторонники конфуцианства, так и даосы. Даосские учебники предписывают использовать "И цзин" как руководство по гаданию, наставление по медитации и духовному росту и как основу для медицины, живописи и воинского искусства.

Четверокнижие составил неоконфуцианский ученый Чэн И (1032-1107). Вместе с комментарием Чжу Си (ИЗО-1200) Четверокнижие образует конфуцианский ортодоксальный стандарт и основу традиционного китайского образования. В Четверокнижие входят: "Беседы и высказывания" (Лунь юй) - сборник афоризмов самого Конфуция; "Великое учение" (Да-сюэ) - основной текст по вопросам образовани-я; "Учение о Середине" (Чжун-юн) - философская трактовка конфуцианской мысли; сочинение Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) - крупнейшего последователя Конфуция.

В качестве дополнения к Пяти классическим трактатам и Четверокнижию мы включили в антологию фрагменты из "Практика о сыновьей почтительности" и ряд фрагментов биографии Конфуция из классического трактата китайской историографии "Ши цзи", автор которого - Сыма Цянь (145-85 гг. до н.э.).

Даосское учение как бы дополняет конфуцианство, говоря в основном о свободной и исконно простой природе личности, незапятнанной социальными условиями, что направлено против энергичных усилий приверженцев конфуцианства формировать общество по собственному образцу и их стремления придать особо важное значение социальным формам и этическим нормам. Две эти традиции сохраняют баланс, дополняя друг друга, как лето и зима, мужское и женское начало (ян и инь). Конфуцианский государственный муж вполне мог отправиться в сельскую местность и находить там удовольствие в естественной эстетике, взлелеянной даосизмом.

Даосизм учит, что путь к благому обществу лежит не через обучение человека общественным нормам, а через отбрасывание этих норм для достижения естественного состояния. Даосские мудрецы стремятся к мистическому тождеству с великим образцом природы, безличным Дао, которое достигается посредством медитации и транса. При достижении единства с природой и ее Дао мудрец лишается имени и формы, становится простым, и, как это ни парадоксально, приобретает дэ, которое можно перевести как "добродетель" или "сила". В состоянии ничегонеделания (у-вэй) он достигнет всего, когда непроизвольно соединится с природой и обретет свою исконную Самость. Следуя человеческим понятиям, стремясь силой-добиться какого-либо результата, только теряешь гармонию с Дао и ничего не достигаешь. Идеальный даосский правитель не должен ничего делать для увеличения богатства и власти, поскольку это немедленно ведет к воровству и узурпации. Он должен "очистить сознание людей и наполнить их животы" в государстве, где господствует примитивная простота.

Основное писание философского даосизма - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ") Его приписывают легендарному основателю даосизма Лао-цзы, который традиционно считается старшим современником Конфуция. Это сочинение, написанное лаконичным стилем тайных писаний, сложно переводить, о чем свидетельствуют большие различия в разных его переводах. Второе писание даосизма - "Чжуан-цзы", ранние части которого датируются IV в. до н.э. Живая образность этого трактата, заключенная в притчах и метафорических сказках, содержит сущность ранней даосской мысли.

Большое значение в даосизме придается поиску долгой жизни. В народном сознании даосскими мудрецами считаются те, кто стал долгожителем и добился реального бессмертия. Оформившийся даосизм, в противоположность философскому даосизму, отраженному в описанных выше текстах, развивает системы внутренней гигиены, ставшей популярной на Востоке: придерживаясь правильной диеты, занимаясь упражнениями и регулируя дыхание, человек открывает свои внутренние и телесные каналы для природных жизненных сил. Достижения китайской медицины и разнообразные школы воинских искусств - это практические ответвления даосизма, они тесно связаны с даосской наукой и метафизикой. Даосизму также принадлежит обширный канон мистических и ритуальных текстов. Даосизм имеет свой пантеон божеств, бессмертных и предков, у которых люди могут искать защиты и молить об искуплении грехов. Даосские тексты часто описывают божественное воздаяние и наказание, действующее как в этой, так и в загробной жизни. В нашей антологии народный религиозный даосизм представлен двумя этическими трактатами: "Трактатом о воздаянии и возмездии" ("Тай шан ганьин бянь") и "Трактатом о тихом пути" ("Инь чжи вэнь").

Синтоизм - это исконная религия японского народа. Она сосуществует с конфуцианством и буддизмом. Эти три религии переплетаются, образуя японскую культуру, этику, отношение к жизни и смерти. Центральное место в синтоизме занимает почитание множества божеств, называемых ками. Ками олицетворяют собой то, что божественно или духовно. В их число входят духи, воплощенные в явлениях или объектах природы: дождь, гром, солнце, горы, реки, деревья; духи предков и духи - хранители нации и отдельных родов, особенно императорской фамилии; духи национальных героев и людей, внесших огромный вклад в цивилизацию. Главой среди ками является Аматерасу - Солнечная Богиня - божественная покровительница Японии. Несмотря на свой полиморфизм, ками действуют вполне согласованно на благо мира, и поэтому к ним часто относятся как к единому целому, а отдельные авторы иногда трактуют их как "Бога". В отличие от западных религий, в синтоизме нет большого различия между человеком, природой и божествами; человек наделен жизнью и духом от ками и своих предков, и в конце концов он сам становится ками. Ками можно почитать по-разному, но в основном это происходит в святилищах, которые обычно располагаются в живописных местах. Во время молитвы с ками можно соединиться и достигнуть состояния ясного и светлого сознания.

Этика синтоизма основана на идее "ва" (округленности), означающей гармонию, и "макото", что означает искренность. Благо основано на чистоте сердца, доброй воле и* сотрудничестве. Быть злым - значит иметь злое сердце, испытывать эгоизм и ненависть, вызывать разлад в- обществе. Таким образом, эта этика не ограничена набором предписаний; тем не менее она служит основой внутренней искренности и гармоничных отношений в обществе.

Современный синтоизм в основном связан со святилищами и обрядами, которые там совершаются. В каждом доме есть камидана (домашний алтарь), перед которым ежедневно совершаются обряды почитания богов. Местное святилище с его праздниками занимает центральное место в общине. Более важные святилища посещают по особым поводам: свадьба, Новый год, общественные праздники. В святилищах женщины-служительницы (мико) танцуют кагура, что является пережитком древнего шаманизма. В синтоизме выдающиеся люди, например правящие императоры, почитаются как икигами (живые ками); это означает, что Бог постоянно действует через них. Однако неправильно приравнивать их статус к Богу в полном смысле слова (эта ошибка иногда случается, когда говорят о "божественности" императора).

Синтоизм - религия, в которой нет священного писания. Однако некоторые тексты являются для этой религии важными, поскольку выражают ее дух. Классические синтоистские тексты - это Кодзики и Нихон-сёки, в которых содержится мифология ками, описаны происхождение Японии и императорской династии и деяния первых императоров. К ритуальным синтоистским текстам относятся Энгишики - очистительные молитвы, и Кагура-ута - ритуальные танцы. Имеется большое количество связанных с синтоистскими святилищами оракулов, имеющих значительное влияние. "Манъёсю" представляет собой сборник поэзии периода Нара (700-1150 гг.).

Поздние источники синтоизма включают поэзию и дидактические тексты синтоистских священнослужителей и ученых от периода Камакура до сегодняшнего дня. В настоящее издание мы включили фрагменты из трудов Моритака Аракида (ок.1525), Эккен Каибара (1630-1714), Моцымаса Хи-кита (ок.1660), Наоката Наканиши (1643-1709), Норинага Мотоори (1730-1801), Иэюки Асаи (1688-1736), Канетомо Йошида (1435-1511), Масамицы Имбе, Генцы Като и других.

Существует более чем сто миллионов приверженцев разнообразных традиционных религий Африки, Северной Америки, Южной Америки, Азии и островов Тихого океана. Если одни из этих религий ограничены сельскими и племенными обществами, то другие чувствуют себя уверенно и в городах, в недрах индустриального общества. Некоторые по степени распространения приближаются к мировым религиям: религия йоруба, например, имеет более тридцати миллионов приверженцев и распространилась за пределы своей родины - Нигерии в Бразилию и страны Карибского бассейна, где ее варианты известны под именами кандомбль и сантерия.

Африканские традиционные религии обнаруживают веру в Высшее Бытие, трансцендентного Творца, который в то же время имманентно участвует в жизни людей; он является также Миродержцем. Африканские названия Бога строятся на том или ином его атрибуте: как Творец он называется Нзаме (фанг), Муумба (суахили), Чинеке (игбо), Нгаи (кикуйу) и Имана (руанда-урунди); как Высшее Бытие он носит название Олудумаре (йоруба), Маву (эве) и Ункулу-Нкулу (зулу). Как Прародителя и Великого Предка его называют Нана (акан) и Атаа Наа Ньонмо (га); для народа калибари это божество женского рода - Ору Тамуно - Великая Мать. Как Оризе (йоруба) Бог является источником всех вещей; как Ятаа (коно) и Ньиньи (бамум) он Вездесущий; Чукву (игбо) означает Великое Провидение, которое определяет судьбы; Оньяме (акан, ашанти) означает Тот, Кто дает Полноту. Как Дух мира он - Молимо (банту); как Небо или Дух Неба он именуется Нхиалик (динка), Квот (нуэр), Соко (нупе), Олорун (йоруба); а на языке игбо его имя Ама-ама-амаси-амаси означает Тот, Которого невозможно познать. Несмотря на множество имен и.воплощений Бога, люди в разных частях Африки понимают, что все они почитают Высшее Бытие, в чьем владении находится весь мир.

Ниже Высшего Бытия, но ближе к делам людей находятся сонмы подчиненных божеств и родовых духов. Жизнь человека зависит от действий добрых божеств и духов, защищающих его от опасностей и неудач, которые по большей части вызываются злыми силами и духами. Молитвы, жертвы, ритуалы и нравственная жизнь помогают добиться расположения Бога и помощи со стороны добрых божеств и духов предков. Африканские традиционные религии имеют большое значение для жизни общины. Члены какой-нибудь деревни или общины всегда ожидают друг от друга помощи и разделяют бремя соседа, поскольку в этом обществе нормой является социальная солидарность. Община крепка своими выраженными в ритуале традициями, которые передаются новым поколениям стариками, жрецами, шаманами и духовно одаренными лидерами.

Согласно религии американских индейцев весь мир пронизан простыми творящими силами природы. С т.очки зрения американского индейца все существа связаны между собой, и физически, и эмоционально, и между природными и сверхприродными сущностями нет глубокого различия. Символом этого мира с его божественными силами служат шесть ритуальных направлений: север, юг, восток, запад, зенит и надир, и живые существа, которые представляют эти направления. Так, зенит понимают как Дедушку Небо (дневное), которого представляют Отец Солнце и Молнии; ночное небо, которое в основном представляет Бабушка Луна, считают женщиной. Надир - это Мать или Бабушка Земля, со всеми ее свойствами, дающими жизнь и пищу: Водой, Матерью Зерном, Матерью Буйволицей и т.д. Во многих современных культурах американских индейцев всеобщность духовных сил может трактоваться одним понятием, каковы, например, Кче Маниту на языке оджибва у алгонкинов и Вакан Танка на языке дакота у сиу.

Цель религий американских индейцев - это чувство всеобщности, соединение индивидуальностей, община и все ее отношения с окружающим миром (землей, растениями, животными, духами), которые находятся в гармоничном единстве, это возобновление жизненных циклов, это благая жизнь. Ритуалы американских индейцев как раз и ориентированы на это всеобщее единство. Так, ритуалы с использованием табака, общие для индейцев Северной и Южной Америки, проводятся с целью создать общность с духами, которым табак преподносится в священной трубке. Во многих ритуалах их участники символически скидывают с себя все оболочки вплоть до своей исконной сущности, чтобы приблизиться к духам со смирением и открытостью. Ритуалы, связанные с пребыванием в жарко натопленной хижине, постом, солнечным танцем, с использованием веществ, возбуждающих психику, создают основу для более тесного контакта и общности с духами. Таким образом, люди развивают отношения с духовными сущностями, которые способствуют тому, чтобы люди успешно использовали собственные жизни на благо своих общин.

Шаманизм широко распространен в большинстве традиционных религий. Шаман наделен особой способностью связываться с духами. Шаманом можно назвать того, кто способен излечивать телесные и душевные болезни, раскрывать преступления или понимать причины несчастий. Шаман может на много часов входить в транс, что сопровождается" танцами и показом ритуальных предметов. Другие участники этого зрелища тоже могут впадать в состояние транса, если они хотят излечить больную душу.

Традиционные религии островов южной части Тихого океана представлены в настоящем издании традицией Таити и легендой народа маори с Новой Зеландии. Легенды маори и полинезийцев прославляют доблесть тех предков, которые покоряли стихии, осваивали новые острова и в чем-то превосходили своих собратьев. Эти герои иногда достигают своих целей при помощи хитрости, иногда используют магию, иногда показывают отвагу в сражении. Некоторые из них считаются героями, несмотря на свой низкий социальный статус; другие были нечестивцами, но искупили собственные прегрешения; многие вынуждены были вести борьбу со своими собственными семьями. Но за всем этим стоит страстное желание мира и гармонии, хотя они достигаются редко.

Новые религии XIX и XX веков, общее число сторонников которых превышает 130 миллионов человек, представляют собой быстро растущую тенденцию в религиозной жизни нашей планеты. Они демонстрируют непреходящую жизненность и свободу духа, которые позволяют даже отказаться от конфессиональных институциональных форм. Большинство новых религий можно считать ответвлениями более древних религиозных традиций. Хотя их часто группируют вместе по социологическому признаку, с точки зрения их религиозного содержания они скорее похожи на религии, от которых происходят, нежели друг на друга. Более того, родительские общины восприняли некоторые новые религии как вполне ортодоксальные; например, большинство индусов принимает движение Харе Кришна, а ряд самостоятельных африканских церквей был признан лидерами основных христианских церквей. Другие новые религии, такие, как Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня, Свидетели Иеговы, сторонники Йоги Бхайана, сами провозгласили, что они продолжают традиции мировых религий, несмотря на конфликты с их лидерами и церквами.

Мы уже сослались на проблемы определения писаний этих новых религий. В ряде случаев основатель новой религии и сейчас еще жив и дает свои пророчества, к которым относятся как к писанию. Многие религии, которые считают себя продолжателями своей родительской традиции, используют для своих учений ее писание. Ряд разнообразных текстов, считающихся официальными писаниями новых религий и включенных нами во "Всемирное писание", являются или интерпретацией более древнего писания, или сообщением новых откровений, или сборником изречений основателя новой религии.

Во-первых, много новых сект и движений существуют в индуизме. Они получили распространение как в Индии, так и на Западе. В качестве примера можно назвать ашрам Шри Ауробиндо, Теософское общество, Арья Са-мадж, Брахмо Самадж, Ананда Марта, Общество Трансцендентальной Медитации, Международное общество Сознания Кришны (Харе Кришна) и движения, лидерами которых являются Мехер Баба, Сатья Сай Баба, Бхагван Раджнеш, и другие. Некоторые из этих движений носят эклектический характер, и их учения расходятся с ортодоксальными, от которых они происходят, хотя по большей части эти учения основаны на традиционных писаниях, которые хорошо представлены в нашей антологии. Например, Международное общество Сознания Кришны - это секта вишнуистского индуизма; ее основные писания: Бхагавадгита и Шримад Бхагаватам. Некоторое внимание в настоящем издании уделено также западным миссиям буддистов (Чогьям Трунгпа Ринпоче и Суан Хуа), сикхов (Йоги Бхайан и Кирпал Сингх) и даосов (Георг Осава, макробиотики).

Быстрая индустриализация Японии в XIX веке повлекла за собой возникновение и рост огромного числа новых религий, многие из которых имеют сегодня свои миссии по всему миру. Некоторые светские буддийские движения являются ответвлениями секты японского буддизма, основанной Нитиреном (1222-1282), и считают своим священным писанием Лотосовую сутру. В их число входят секты Риссё Косэй Кай, чей лидер Никкё Нивано принимает активное участие в международном движении за мир, и Сока Гаккай, которую основал Цунэсабуро Макигути. Ее политическое крыло - партия Комейто - влиятельная сила в японском парламенте. Другая новая религия, имеющая буддийские корни, - это Агон Щу, которая использует в качестве писания Дхаммападу и другие тхеравадические сутры. Она сочетает их с практикой эзотерического буддизма Шингон.

Новые религии, основой которых был синтоизм, имеют свои собственные писания. Первой из этих религий Японии возникла Тэнрикё, которую основала Мики Накаяма (1798-1887). Основные писания Тэнрикё - четыре сборника пророчеств Мики Накаяма: Микагура-ута, Офудэсаки, Осасидзу и Коки. Они учат, что Бог, Цукихи, который является божественным Родителем, в своей любви к людям стремится освободить их сознание от "скверны" и даровать им силу исцеления и милость. Цукихи - это Солнце и Луна, олицетворяет единство инь и ян, женского и мужского начал. Главное святилище этой религии в Тэнри считается местом сотворения мира, и во время любого ритуала десять пар танцоров танцуют вокруг центральной колонны этого храма, символизирующей ось мира. Тысячелетнее царство божие наступит, когда на храм Тэнри сойдет небесная роса и покроет планетарный омфал. Тэнрикё поощряет добровольную благотворительность и дела милосердия ради очищения от скверны, накопленной в человеческом характере.

Другая японская новая религия, объединяющая синтоизм с идеями христианства, буддизма и шаманизма, - Омотокё, Великий Фонд, основанный Нао Дегудзи в 1892 г. С самого начала эта религия носила интернациональный характер (например, выступала за использование эсперанто) и какое-то время подвергалась репрессиям со стороны властей. Она учит, что Бог - это всепроникающий Дух, требующий, чтобы люди трудились для единства и всеобщего братства. Мы использовали в настоящей антологии ряд фрагментов из писания этой религии, называемого Ми-ти-но-Сиори.

Сэкай Кюсейкё, Церковь Мирового Мессианства, основал Мокидзи Окада (1882-1955), бывший член Омотокё, получивший в 1926 г. откровение, в котором ему было предписано стать проводником Целительного Божественного Света (дзорей), чтобы искоренить болезни, бедность и ненависть в мире и открыть тем самым новую мессианскую эру. Учение Окады изложено в сочинении "Дзорей".

Основатель Махикари-Йошикадзу Окада (1901-1974) был членом Сэкай Кюсейкё до того, как в 1959 г. не получил собственные откровения, собранные в писаниии под названием "Госейген". Обе секты этой религии, Махикари и Суке Махикари, практикуют способ исцеления, называемый окийоме, который состоит в том, что Божественный Свет (дзорей) концентрируется на висящем на врачевателе талисмане - омитама.

Доктрины секты Сэйтё-но-иэ о том, что единственной реальностью является сознание и что тело можно вылечить при помощи веры и очищения ума, имеют сходство с аналогичными воззрениями Христианской науки. Учения основателя секты Масахару Танигудти, который также был членом Омотокё, представлены в сочинениях "Йектарный дождь священных учений" и "Священная сутра духовного исцеления".

Кёдан Абсолютной Свободы, основанный Токухару Мики в 1926 г., объединяет элементы синтоизма и буддизма. Эта секта поклоняется Верховному Духу космоса, но также признает духов предков в качестве части личной кармы. В своем лозунге "Жизнь - это искусство" Кёдан Абсолютной Свободы отражает буддийское учение о небытии Самости, согласно которому истинно аутентичной является личность, которая выражает себя непроизвольно. Особое значение придается творчеству человека, которое украшает и улучшает нашу среду обитания.

В Корее начиная с 1960 г. стали появляться религиозные течения, которые стремились открыть заново древнюю национальную корейскую религию, ту, что, как считают, преобладала в этой стране до проникновения конфуцианства, буддизма и. христианства. В эти движения входят: Церковь Тан Гуна, получившая название от прародителя корейского народа Тан Гуна; Церковь Тае Дзонг, Церковь Хэн Ил, Церковь Чан До и ряд более мелких групп почитателей народной религии. Древняя корейская мысль сохранилась в ряде писаний, важнейшее из которых - "Чунь Бу Кюн". Это сочинение состоит из 81 китайского иероглифа, расположенных квадратом в девять строк и девять столбцов. Это довольно темный документ, его иероглифы можно читать как угодно, используя любые комбинации строк, столбцов и диагоналей. Однако он имеет большое количество интерпретаций, в которых раскрывается принцип Неба, управляющий человеком и космосом и помогающий добиться процветания жизни.

Бахаизм вырос на почве ислама XIX в., и большая часть положений его вероучения совпадает с традиционными исламскими, преимущественно суфийскими, идеями о мистической любви человека к Богу и соединении с Ним. Тем не менее бахаизм отделился от ислама, провозгласив, что человечество вступило в новую эру мирового единства и что духовный импульс для новой веры дал новый посланец Аллаха и мессия-Бахаулла. Писания бахаизма были извлечены и отобраны из многочисленных писем Бахауллы, его предшественника Баба и первых его учеников. Они включают фрагменты из "Избранных сочинений Бахауллы", "Книги Верности" ("Ки-таб-и-икан"), "Тайных слов Бахауллы" и "Письма к Сыну Волка". Сейчас в бахаистские общины входит более пяти миллионов человек в разных странах мира.

Среди сект и новых религий, возникших на основе христианства, большинство в качестве священного писания оставляет Библию, хотя и дают ей иную трактовку в соответствии с откровениями своих основателей. Среди них - секты Адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Иеговы, появившиеся в XIX в. на почве американского протестантского милленаризма. Сейчас обе эти церкви имеют многочисленных миссионеров в разных частях мира. В XX в. новые христианские деноминации стремятся быть более хариз-матичными. К ним относятся независимые церкви Африки, такие, как кимбангвисты в Заире и Братство Креста и Звезды в Нигерии. В странах Карибского бассейна широко распространены растафариане.

Другие новые христианские религии дополняют Библию своими собственными духовными текстами. Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня, которая насчитывает около семи миллионов членов, имеет, в дополнение к Библии, три текста-Откровения: "Книгу Мормона", "Учение и Соглашения" и "Многоценную Жемчужину". "Книга Мормона" - это перевод с золотых пластинок, оставленных Джозефу Смиту ангелом Морони. В ней рассказана история об отношениях Бога и древних обитателей обеих Америк и о явлении им Иисуса. "Учение и Соглашения" содержат пророчества, предсказания и предписания Джозефа Смита, Бриг-хама Янга и других первых руководителей Церкви святых Последнего дня, основавших церковь. "Многоценная Жемчужина" - это избранные пророчества и переводы, включая переводы ряда египетских папирусов, содержащие сочинения, приписываемые Аврааму и Моисею, и автобиографические описания призыва Джозефа Смита. Эти писания раскрывают природу Бога; говорят о спасении и загробной жизни; описывают ритуалы, такие, как крещение мертвых и браки в Вечном Храме, которые помогают людям быть ближе к славе Царства Божия.

Церковь Христа Всезнающего (Христианская наука) почитает сочинение "Наука и Здоровье с Ключом от Писания", написанное Мэри Бейкер Эдди (1821-1910). Оно содержит ее духовные интерпретации библейских текстов, в которых она уделяет главное внимание чудесам исцеления Иисуса. Христианская наука учит, что сознание является единственной реальностью, а вера в реальность материи - иллюзия. Разрушение и смерть, которым подвержена материя, - тоже иллюзия, и поэтому разрушения можно избежать исключительно силой духа.

Церковь Объединения, основанная Сон Мён Муном в Корее в 1954 г., еще одна новая религия, основанная на христианской традиции. Кроме Библии, основного писания, учение Церкви представлено в "Божественном Принципе", доктринальном тексте, и в сборниках проповедей ее основателя. Они учат, что люди были созданы, чтобы реализовать Божий идеал добра и гармонии на земле, но грехопадение помешало осуществлению этого плана Бога, поскольку привнесло в человеческую любовь эгоистические, сатанинские элементы. Иисус пришел как совершенное воплощение любви Бога, чтобы восстановить Божий идеал, но поскольку люди отвернулись от Него в Его земной жизни, обещание Царства Божия на земле осталось неисполненным. Сегодня людей снова призывают отказаться от эгоизма, испытывать жертвенную любовь к своим врагам и таким образом создать новое основание для того, чтобы принять Мессию, который явится в наше время в облике Истинных Родителей, чтобы восстановить мировую семью Бога.

Другие новые религии черпают вдохновение из источников, стоящих в стороне от основных религий мира. Эти источники включают традиции герметической философии, колдовства, естественных религий, спиритизма, астрологии и психологии. На Западе быстро распространяются группы "Новой Эры" и группы, условно называемые "Группы реализации возможностей личности". В качестве их представителя мы выбрали Сайентологическую церковь, основанную Л. Роном Хаббардом. Его сочинения описывают систему духовной и психологической техники по очищению сознания от негативных влияний подсознания ради достижения состояния Ясности и духовной свободы.


  1. В настоящем издании Коран цитируется по русскому переводу И.Ю. Крачковского (2-е изд., М., 1990). - Примеч. ред.
  2. Ригведа. Мандалы I IV. Изд. подготовила Т.Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1989.
  3. В настоящем издании дается в переводе Семенцова B.C. (Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М.: Наука, 1985)

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru