Учение иудаизма

Учение иудаизма

Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Он передал пророку Тору. Само слово "тора" означает "закон", хотя и используется в нескольких смыслах. Во-первых, под Торой понимают первые пять книг Библии. Кроме того, слово "Тора" может относиться ко всему Ветхому Завету; в этом случае говорят о письменной Торе.

Однако многое из того, что Бог открыл Моисею на Синае, в частности наставления о том, как следует исполнять за­поведи, не было записано. Моисей передал эти указания изустно старейшинам, а те пере­давали их своим преемникам, от поколения к поколению. Эта традиция известна как устная Тора, и она много больше, чем письменная Тора. Есть также третье значение, когда под Торой понимают предсуществующую идею, исходный план, в соответствии с которым Бог создал этот мир. Письменную Тору можно разделить на три части:

Тора (Пятикнижие Моисея), где содер­жатся рассказы о сотворении мира, о патриархах, а также заповеди и этические идеалы иудейского народа.

Пророки — книги Судей и Царств, про­должающие историю Израиля и прида­ющие глубокое значение нравственным проблемам, с которыми сталкивались ис­торические личности, а также книги про­роков, таких, как Исайя и Амос, которые в основном учат вере, справедливости и состраданию.

Святые Писания, которые включают в себя исторические книги, такие, как кни­га Есфирь и книга Неемии; писания муд­рости, подобные книге Притчей и книге Иова; поэзию и песни, такие, как Псалмы.

После разрушения Иерусалима в 70 году н.э. еврейский народ был изгнан из своей земли. Беспокоясь о том, что устная традиция будет утеряна, около 200 года раввин Иуда Ганаси записал устную Тору. Этот труд известен как Мишна.В последующие века Мишну изучали и обсуждали раввины Иерусалима и Вавилона. Рабби Иуда собрал огромное количество раз­ных мнений по многим вопросам, и раввины хотели знать, что они означают на практике. Их дискуссии были тщательно записаны пис­цами. Примерно в пятисотых годах раввины соединили вместе каждый абзац Мишны и связанные с ним обсуждения. Результатом стал обширный труд, известный как Талмуд. До сих пор Талмуд является главным предме­том, изучаемым в иудейских академиях.Иудаизм всегда стремился изменить к луч­шему характер и поведение людей, и именно этому уделяют внимание Библия и Талмуд. Для иудеев изучение Торы является очень важным, ибо это может привести к добрым поступкам. Вот как выразил взаимосвязь между изучением Торы и совершаемыми поступками один из раввинов первого века:

У всякого, чьи добрые дела больше, чем его му­дрость, мудрость его приумножится. У всяко­го, чья мудрость больше, чем добрые дела, его мудрость не продлится.

Во все времена существовал специальный род литературы, посвященный укреплению характера человека и наставлению в добрых делах. Старейшим из таких писаний является книга Притчей. Она подчеркивает, как важно людям учиться у своих родителей и прини­мать мудрость веков. Вот что, например, го­ворят Притчи об опасности искушений и безнравственности:

  • Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навя­жи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
  • Когда ты пойдешь, они будут руководить тобою; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поуче­ния — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
  • Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да т увлечет она тебя ресницами своими; пото­му что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
  • Может ли кто взять себе огонь в пазуху, что­бы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины.  (Прит. 6:20 – 29)

В книге Притчей существует также много кратких афоризмов, которые проникают в человеческую душу. Они часто уподоблены стихам и легко запоминаются, входят в наше сознание:

  • Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
  • Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. Погибели предшествует гордость, а падению - надменность.
  • Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
  • Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Справедливость

На трех вещах держится мир: на суде, на истине и на мире. (Из поучений Отцов)

В иудейском учении справедливость — это один из столпов, на которых стоит мир. Достигнуть ее, однако, не всегда легко. Представьте, например, что два человека — богатый и бедный — совершили одно и то же преступление и на обоих наложен одинако­вый штраф. Возможно, для уплаты штрафа бедный должен будет продать все свое имущество, в то время как богатый покинет здание суда, смеясь, что так легко отделался. Спра­ведливо ли, что они должны понести одина­ковое наказание? Или, с другой стороны, справедливо ли было бы их судить по-разному? Понимая такого рода сложности, раввины учили: "Если вы подойдете слишком близко к огню, вы сгорите. Если будете стоять слиш­ком далеко, вам будет холодно. Искусство суда состоит в нахождении правильного рас­стояния". Они понимали, что временами суд должен быть строже, чем в другой ситуации. Они также учили, что справедливость должна смягчаться милосердием. "Господь, Бог человеколюбивый и милосердный" (Ис­ход, 34:6). Люди должны взять пример от Бога во многих вещах; быть милосердным — одна из них. Справедливость и милосердие должны идти рука об руку.

Когда Бог собирался сотворить мир, Он думал: "Если Я сотворю одно милосердие, тогда грешники приумножатся; если Я со­творю его с одной лишь справедливостью, как мир выживет? Поэтому Я сотворю его со справедливостью и милосердием, и так он сможет существовать". (Мидраш)

Семь заповедей сыновей Ноя

Иудаизм учит, что все люди были созданы Богом для служения Ему своей праведной жизнью. Шесть заповедей, которые учат пра­вильному пути жизни, были даны Богом еще первому человеку — Адаму; Ною и его сы­новьям был добавлен еще один запрет. Так возникли "Семь заповедей сыновей Ноя". Под "сыновьями Ноя" подразумевается все человечество, поскольку все люди, со­гласно Торе, являются потомками Ноя и его семьи, спасшихся после потопа. Однако это выражение имеет еще один, более глубокий смысл: "сыновья Ноя" — это его ду­ховные преемники и последователи, которые унаследовали его праведность и уме­ние следовать воле Всевышнего наперекор бездуховности окружающего их общества.Итак, перечислим кратко заповеди кодекса Ноя.

1. Запрет богохульства

Запрещено поносить (хулить) имя Бо­га. Согласно этой заповеди каждый чело­век обязан признавать существование единого Творца и Его полную власть над своим творением.

2. Запрет идолопоклонства

Данная заповедь означает веру в единого Творца. Запрещено исповедовать культы, не стоящие на позиции строгого единобожия. Запрещено наделять самостоятельной или сверхъестественной силой1 какое-либо явление природы, человека, изваяние и т.д. Также за­прещено поклоняться или признавать Боже­ственную природу за каким-либо предметом (например, иконой, статуей), светилом, жи­вотным или человеком.

3. Запрет убийства

Здесь подчеркивается ценность каждой человеческой личности. Запрещено любое действие, ведущее прямо или косвенно к гибели другого человека. Поэтому нельзя оставить человека без средств к существованию; нежела­ние его спасти при наличии такой возможности также является греховным. Аборт, самоубийст­во и ускорение естественной смерти человека (например, в случае безнадежно больных) также считаются недопустимыми.

4. Запрет прелюбодеяния

Семья и все семейные отношения рассмат­риваются как бесконечно ценные и значимые. Поэтому запрет прелюбодеяния не только включает в себя запрет на супружескую неверность, но и говорит о недопустимости кровосмешения (интимных отношений между близкими родственниками — родителями и детьми, братьями и сестрами) и гомосексуаль­ных связей.

5. Запрет воровства

Каждому человеку необходимо уважать права другой личности, а это означает в том числе и неприкосновенность чужого имуще­ства. При этом воровством считается присвоение чужого имущества в любом размере, даже меньше копейки.

6. Запрет жестокости по отношению к животным

Запрещено разделывать тушу убитого жи­вотного, пока оно находится в конвульсиях. Более широко эта заповедь понимается как запрет мучить высокоразвитых животных. Тора также выступает против любого бес­смысленного проявления жестокости.

7. Справедливость и закон

На человече­ском обществе лежит обязан­ность устанав­ливать и поддер­живать государственность и за­кон, основан­ный на вышепе­речисленных за­поведях. Поэтому каждый от­дельный человек обязан уважать законы любого государства, ес­ли они не противоречат этим  семи заповедям. Последняя заповедь обязывает также активно вмешиваться в про­исходящие события, когда налицо явные наруше­ния справедливости.

Человек, который выполняет все заповеди этого кодекса, с точки зрения Торы считается благочестивым. Закон обязывает жить в мире с людьми вне зависимости от их вероис­поведания или национальности и в случае необходимости защищать их, как любого дру­гого члена своей общины. Иудеи верят, что эти семь заповедей, семь основополагающих эти­ческих норм, были даны Всевышним как един­ственная основа для общечеловеческой мора­ли. Этот кодекс является реальной основой для диалога и достижения взаимопонимания между народами и установления мира на всей земле.

Свобода и ответственность

Жизнь и смерть предложил я тебе, бла­гословение и проклятие. Избери жизнь. (Втор. 30:19)

Наличие всех этих законов не ограничивает человеческую свободу, так как иудаизм учит, что каждый человек остается совершенно свободным в выборе между добром и злом. Законы не рассматриваются как нечто ограничивающее свободу; напротив, иудеи расце­нивают закон как залог свободы. Иудеи верят, что каждый Новый год Бог определяет грядущую судьбу людей — будет ли человек здоров или болен, умен или глуп, богат или беден. Именно поэтому во  время празднования Йом Кипур (Дня Искупления) иудеи стараются простить всех, кто сделал что-либо против них, и пытаются найти всех тех, кого сами могли обидеть в течение года, чтобы получить их прощение. Но в пределах каждой конкретной ситуации человек совер­шенно свободен в совершении нравственного выбора. Это значит, что в понимании иудеев всякий человек ответствен за свои поступки.

Мицвот

Итак, Израиль, чего требует от тебя Гос­подь, Бог твой? Того только, чтобы... ходил всеми путями Ею... чтобы соблюдал заповеди Господа Бога твоего и постановления Его... дабы тебе было хорошо.  (Втор. 10:12-13)

В то время как всем следует соблюдать семь заповедей сыновей Ноя, иудеям дано много больше постановлений. Они называют их мицва (множественное число мицвот), что значит заповедь, и верят, что желание Бога заключается в том, чтобы они хранили и со­блюдали эти правила. Существует 613 мицвог 248 положительных заповедей и 365 запрети­тельных, чего иудеи не должны делать. Все эти мицвот были даны израильтянам Богом на горе Синай. В течение сорока дней на горе Моисею были даны не только Десять заповедей, на­чертанных на скрижалях, но и много других наставлений. От того исторического события идет понимание справедливости и закона, используемое половиной мира. Приведем некоторые другие заповеди, данные около трех с половиной тысяч лет назад:

Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Ём-дыка владык. Бог великий, сильный и страш­ный, Который не смотрит ни лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были при­шельцами в земле Египетской. (Второзаконие 10:17-19)

Не делайте неправды на суде; не будь лице­приятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. (Левит 19:15)

Ааров не принимай, ибо дары слепыми де­лают зрячих и превращают дело правых. (Исход 23-8)

Укравший должен заплатить... Если укра­денное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое. (Исход 22:3-4)

Если же ты притеснишь их, то, когда от возопиют ко Мне, Я услышу вопль их. (Исход 22:23)

Не обижай наемника, бедного и нищего, из  братьев твоих или из пришельцев твоих, ко­торые в земле твоей, в жилищах твоих. (Второзаконие 24:14)

Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и 6 измерении. (Левит 19:35)

Мицвот охватывают все области жизни, Они включают в себя не только чисто религи­озные действия, как, например, молитва или соблюдение праздников, но и то, что люди обычно не считают сферой проявления религиозности. Деловые отношения, проведение судебного процесса, процедура развода, пища, которую иудеи могут или не могут употреб­лять, — все учитывается в шестистах тринад­цати мицвот. Соблюдение мицвот требует  дисциплины и жизни.

Иудейская мораль

В понимании иудеев соблюдение заповедей является важной составляющей воспитания характера. Но нравственность никогда не  может быть ограничена простым следованием  правилам. Люди должны развиваться внутренне. "Мицвот были даны с целью совершенствова­ния людей", — говорит Талмуд. Для исповедующих иудаизм жизнь в соответствии с запо­ведями — это путь духовного и нравственного, развития, что является существенной частью  служения Богу. При этом человек совершенствует себя и привносит святость в мир.  Иудеи верят, что через исполнение мицвот они общаются с Богом. Древнее иудейское по­учение говорит, что Бог "вписал Себя в Тору". Для тех, кто исповедует иудаизм, заповеди — это Божьи Воля и Мудрость, выраженные в человеческом языке. Благодаря мицвот, охватываюшим все жизненные сферы, сама жизнь человека становится актом служения Богу, В результате лаже незначительное действие, такое, как принятие пищи или отход ко сну. наполняется смыслом и святостью. К приме­ру, иудей начинает день с благодарения Богу за пробуждение ото сна. После этого он моет руки, используя кувшин с водой и полотенце, оставленные рядом с кроватью с вечера. Это мытье рук есть акт очищения, подобно тому, как священнослужители в старину омывали руки и ноги перед входом в Храм. Каждый день полон возможностей служения Богу, по­этому начало дня представляется как вход в Храм. Каждая мицва чему-то учит. Например, законы, касающиеся наказания преступни­ков, настаивают на необходимости уважения человеческого достоинства; те законы, которые рассматривают нанесение ущерба и компенсации, подчеркивают личную ответст­венность; законы о взятии взаймы и аренде учат состраданию к малоимущим. Один род заповедей, хуким. требует особого упоминания, поскольку в них нет видимой логики. Иудеи считают, что эти заповеди не­обходимы как проверка их веры; соблюдение хуким укрепляет ее. Примером хуким является заповедь об употреблении кошерной пищи. Только определенные животные, птицы и рыба являются кошерными и могут быть использо­ваны для еды. Но даже тогда они должны быть приготовлены особым образом.

Основание  иудейской набожности

И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами  твоими. (Второзаконие 6:5)

Начало мудрости — страх Господень. (Псалом 110:10)

Любовь и страх Божий являются двумя ос­новами веры иудеев. Любовь Бога вдохновляет человека на выполнение 248 положительных заповедей. Страх становится причиной для ненарушения 365 заповедей запретительных. Страх Божий может означать много вещей. В самом простом виде он может значить боязнь наказания за неправедный поступок. Более высокая форма понимания — это чувство сты­да при возникновении даже греховной мысли. Страх есть только начало, а не конец мудрости.

Взросление в следовании закону

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим... (Второзаконие 6:6-7)

Пять лет есть возраст, когда надо начи­нать читать Писание, десять — Мишну, в тринадцать надо соблюдать заповеди. (Из поучений Отцов)

Когда ребенок становится взрослым? На этот вопрос нелегко ответить. Во-первых, люди взрослеют в разном возрасте. Во-вторых, существуют разные виды зрелости: человек может быть взрослым физически, но не ду­ховно, и наоборот. Однако в иудейском законе определен возраст, при котором мы можем рассматривать большинство людей как при­ближающихся к зрелости. Для девочек это двенадцать лет, а для мальчиков — тринадцать, В этом возрасте молодые люди начинают ощущать ответственность за свои поступки. Для того чтобы отметить этот переход от детства к зрелости, существуют церемонии, называемые бар мицва для мальчиков и бат мицва для девочек. Ожидается, что к этому времени подростки уже научились тому, как жить в соответствии с мицвот, и будут нести ответственность за свои поступки. В течение | праздничной трапезы они провозглашают свое намерение принять обязанности взрос­лого человека. При этом юноша или девушка вступают в отношения завета с Богом — и как личность, и как член общины.

Применение закона

Для упорядочения подчинения закону иу­деям с самых ранних времен было заповедано установление системы судопроизводства, Существовало три уровня Бет Дин, или судов, Обычное дело рассматривал Бет Дин из трех судей. Они сами опрашивали свидетелей и после рассмотрения доказательств выносили вердикт. Когда кто-либо заслуживал смертного приговора, дело разбиралось в Бет Дин из двадцати трех судей. Вопросы национальной важности решались Синедрионом из семиде­сяти одного судьи. В судах косвенные улики никогда не прини­мались. Человек мог быть казнен только в том случае, если свидетели предупреждали преступ­ника о возможном наказании, затем действи­тельно видели происходящее у них на глазах преступление и почти мгновенно заявляли об этом. Если кто-то, услышав пронзительный крик, заходил в дом и видел человека с ножом, с которого стекает кровь, он не мог настаивать на смертной казни, так как не видел самого преступления. Таким образом, на практик смертный приговор применялся крайне редко. Работа Бет Дин зависела от тщательности оп­роса свидетелей непредвзятыми судьями. При этом очень высокие требования предъявлялись к честности и объективности обеих сторон. Так, свидетелями не могли быть люди, совершившие в прошлом преступление, нечестные торговцы и игроки. Малейшее подозрение в предвзятости судей могло привести к роспуску всего суда. В Талмуде приводится рассказ о раввине, который как-то раз хотел сесть в лодку. Стоящий рядом человек подал ему руку. Когда же раввин по­благодарил его, тот упомянул, что должен появиться перед ним в суде. "Тогда, — сказал раввин, — я не могу быть вашим судьей".

Страдание

Не знать страдания - значит не быть воистину человеком. (Мидраш)

Один из вопросов, который всегда волно­вал иудейский народ, — это понимание при­чины страданий. Библия говорит о многих людях, испытывавших страдания, и о том, как они их преодолевали.

Иосиф, проданный в рабство своими братьями (Бытие, 37).

Царь Давид, чей младенец умер (2 книга Царств 12).

Иов, потерявший дом и семью и все же не возроптавший на Бога (Книга Иова).

Обсуждавшие Талмуд раввины предложили разные толкования для объяснения страданий. Страдания многосторонни, и невозможно найти один ответ об их причинах и смысле.

1. "Если человек должен страдать, пусть он проверит свои поступки. Если он грешил,
он должен раскаяться. Если он ничего не найдет, тогда причиной страдания явля­ется небрежение в изучении Торы. Если и это не так, то его печали — это страда­ние от любви".

2. "Праведник страдает за грехи своего поколения .

3. "Гончар не проверяет сосуды с трещиной, потому что если он ударит по ним хоть
раз, они разобьются. Он проверяет толь­ко хорошие сосуды, ибо сколько бы он
ни бил по ним, они не разобьются. Так  и Бог не испытывает слабых, но только
праведников".

4. "Какой путь ведет к грядущему миру? Путь страданий".

5. "Бог говорит: Если Я дарю тебе счастье, благодари. Если Я приношу тебе страда­ния, благодари".

Раввины не искали пути оправдания стра­даний, однако они принимали боль как реальность окружающего нас мира. Несмотря на то, что мы должны прикладывать все уси­лия, чтобы предотвратить и преодолеть стра­дания, даже в них есть положительная сторона — страдания порой очищают человеческую душу. Такое понимание природы жизни позво­лило еврейскому народу выстоять и преуспеть в наиболее трудные для них времена.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru