Бхагавад-гита и то, чего в ней нет. На днях возобновляется судебный процесс в Томске против древнейшего священного писания индуизма

Суд Ленинского района города Томска объявил о возобновлении судебных заседаний по заявлению прокурора города о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" (Бхагавад-гита в переводе и с комментариями А.Ч. Бхактиведанты Свами) экстремистским материалом.

Суд назначен на 19 и 20 декабря. Как сообщили автору в Отделе по связям с общественностью Центра обществ сознания Кришны в России, в Ленинский райсуд Томска поступило заключение комплексной судебной экспертизы, которая была изготовлена в Кемеровском государственном университете по ходатайству прокурора Томска. Проведение экспертизы была поручено сотрудникам ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет": историку А.В. Горбатову, лингвисту М.А. Осадчему, известному по многим негативным экспертизам, благодаря которым российскими судами ранее выносились обвинительные приговоры в отношении других религиозных организаций (Свидетелей Иеговы, саентологов), и начинающему психологу С.А. Дранишникову, вообще не имеющему ученых степеней.

Доводы представителей заинтересованных лиц (Томского общества сознания Кришны и издательства "Бхактиведанта Бук Траст") о том, что вышеуказанные эксперты не обладают достаточным уровнем знаний, некомпетентны в вопросах индуизма и экстремизма, суд в качестве допустимых доказательств не принял.

Суд также отклонил ходатайство защитников Священного писания поручить проведение экспертизы экспертам с мировым именем из Москвы, в частности - из РГГУ и Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, на том основании, что это "увеличит срок производства экспертизы, и, как следствие, может привести к нарушению разумного срока судопроизводства по делу, учитывая отдаленность нахождения экспертов от г. Томска". По тому же основанию суд отклонил ходатайство представителей заинтересованных лиц о назначении экспертизы в государственном учреждении "Уральский региональный центр судебной экспертизы Минюста России", хотя Екатеринбург находится гораздо ближе к Томску, чем столица.

Напомним, что заявление прокурора Томска основывается на предположении, что использованные в комментариях Бхактиведанты Свами слова - такие, как "глупец", "невежда", "недалекий", "демон", "свинья", "лишены", "обречены", "не способны оценить" и т.п., обращенные (в том числе и самим Богом) к тем, кто отвергает Его, - следует считать высказываниями побудительного характера, призывами к враждебным, насильственным действиям в отношении ряда социальных и конфессиональных групп. А "массовое распространение указанной книги среди неопределенного круга лиц" якобы "может повлечь возбуждение социальной вражды либо розни".

Заявление прокурора основывалось на заключении комплексной комиссионной экспертизы под руководством декана философского факультета Томского государственного университета С.С. Аванесова. В ходе предыдущих заседаний суда данное заключение показало свою несостоятельность и ненаучность. Это, однако, не остановило прокурора Томска, который на этот раз попросил от суда назначить новую экспертизу, выбрав в качестве экспертов все тех же преподавателей из Кемеровского университета, прославившегося своими одиозными экспертизами на весь мир.

В ходе заседаний Томского суда мнения "альтернативных" экспертов были все же заслушаны. Так, известный московский религиовед С.И. Иваненко подверг сомнению религиоведческий уровень заключения комплексной комиссионной экспертизы Томского госуниверситета. Он считает, что заключение носит узколингвистический характер и не соответствует уровню современного научного религиоведческого анализа. Эксперты, по его мнению, подменяют анализ труда "Бхагавад-гита как она есть" субъективными оценками кришнаизма. Согласно выводам Иваненко, "Бхагавад-гита как она есть" не содержит информации "враждебного, уничижительного, оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, социальной, конфессиональной группы". Сравнение людей с животными не носит оскорбительного характера, оно характеризует особенности мировоззрения и мотивы участия в религиозных обрядах некоторых людей, не обладающих развитыми духовными представлениями. "Бхагавад-гита как она есть" обосновывает "достоинства преданного служения Кришне в качестве наилучшего метода духовной практики". В книге отсутствует осуждение иных видов религиозной практики, не упоминаются конкретные религии. Признается, что любая авторитетная религия направлена на поклонение единому Богу, Источнику всего сущего. Высказываний побудительного характера, связанных с призывами к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной, конфессиональной группы против другой, призывы к действиям в пользу одной национальной, социальной, конфессиональной группы за счет другой, "Бхагавад-гита как она есть" не содержит.

Аналогичной точки зрения придерживается известный специалист в области религиоведения и социологии религии профессор Екатерина Элбакян, которая, оценив с позиции научного религиоведения заключение комплексной комиссионной экспертизы ТГУ, указала в своем заключении, что проведенная экспертиза не содержит религиоведческого анализа, а попытки выстроить заявленный "контекстуальный" анализ носят сугубо "лингвософистический характер", и в большинстве случаев не убедительны.

Специалист из Томска, профессор Н.В. Серебренников, опрошенный в судебном заседании, пояснил, что в книге "Бхагавад-гита как она есть" не содержится ничего оскорбительного, агрессивного, нет призывов к насильственным, враждебным действиям. Как специалист по стилистике и фразеологии он указал, что о значении слов, их восприятии в этом произведении в отрыве от контекста вообще нельзя говорить.

Из пояснений другого томского ученого, Н.Н. Карпицкого, также следует, что в книге "Бхагавад-гита как она есть" не содержится негативной информации, информации враждебного, уничижительного, оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, социальной, конфессиональной группе, т.е. не содержится элементов экстремизма.

28 ноября в редакции газеты "Московский комсомолец" прошел круглый стол, посвященный как суду над Бхагавад-гитой, так и в целом проблеме неправомерного применения антиэкстремистского законодательства против верующих в России. В круглом столе приняли участие свыше 30 человек: юристы, общественные деятели, представители Общественной палаты РФ, СМИ, научных кругов, эксперты, представители индийской общины Москвы. Было подчеркнуто, что ситуация в связи с несовершенством закона "О противодействии экстремистской деятельности" достигла критического уровня и требует серьезного вмешательства государства, так как речь идет о начале тотального террора против любых граждан, против любой священной книги, против любого взгляда, даже если это касается законопослушных граждан или законопослушных религиозных организаций.

Растет возмущение и среди индийцев, оскорбленных таким беспринципным отношением к своим Священным писаниям. Большинство индийцев, отдавая дань традиции, высоко ценят духовный подвиг Бхактиведанты Свами, вернувшего Бхагавад-гите статус религиозной книги. Один из индийских участников круглого стола в МК даже высказал идею свозить прокурора Томска в Индию, чтобы тот увидел, что нет никакой существенной разницы между традицией поклонения Богу в Индии и в религиозной организации "Общество сознания Кришны" в России, равно как и то, что нет разницы между изначальной Бхагавад-гитой и книгой "Бхагавад-гита как она есть" Бхактиведанты Свами.

Владимир Яковлев,
для "Портала-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru

 

Представим себе, что те же православные граждане решат объявить экстремистким текст Библии. Кстати, не стоит удивляться. Католическая церковь вообще законом запрещала читать эту книгу. А как в 19 веке осуществлялся перевод Библии на русский язык - это вообще песня. Так что в нашей стране все возможно

И ведь без проблем найдут в тексте Писания массу самого матерого экстремизма.

Вот как к примеру оценить такие высказывания Иисуса?

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Мф.12:30)

И враги человеку домашние его. (Мф.10:35,36)

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер... тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26)

А указания Бога в Ветхом Завете насчет войн и тому подобных вещей?

Комментарии

Идиотизм конечно. Пойти, что

Идиотизм конечно. Пойти, что ли купить поку не запретили.

я прочитал эту

я прочитал эту книгу,доступная, легко читается,супер,как гарри потер или властелин колец. Добро победит!

Как властелин колец?Надо

Как властелин колец?Надо почитать.

Скорее не Бхагавад-гита как

Скорее не Бхагавад-гита как Властелин колец с Гарри Поттером, а то произведение частью которого она является, т.е. Махабхарата. Она действительно интересна. Есть и сквозной сюжет и замысловаты повороты. Действие происходит в разных местах. Есть действительно трагические персонажи. Такие как Карна к примеру. Великий и честный воин, оказался на стороне зла. Или учитель царевичей, который тоже остался как бы на стороне зла, при этом испытывая и сочувствие и страдание и пытаясь разрешить все обиды.
Реально интересно. Но это чтение не на пару вечеров.
Бхагавад-гита это уже сердцевина Махабхараты. Гегель ее называет "сердцем индийской религии", борцы за независимость Индии шли на эшафот со словами Бхагават-Гиты и Ганди учил непротивлению злу тоже в том числе через Бхагават-Гиту.
Она вообще была опубликована впервые в 1788 году еще в России.
Вот рекомендую скачать первый перевод и сравнить с переводом Прабзупады или просто скачать для коллекции раритет
http://depositfiles.com/ru/files/ya0w8fi0u

Ленты новостей

© 2016 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru