Выводы к 36-ти годам. В воспитании, знание - это не главное
Мы с сыном в этом учебном году поступили в первый класс. И для него и для меня началось совершенно новое и необычное время. Начались какие-то переживания, сможет ли он научиться читать, писать и считать, сможет ли хорошо закончить первый класс, как будет учиться дальше, правильно ли я его воспитываю и правильно ли преподаю ему основные предметы. А также как лучше быть: наседать на него по активней, чтобы он был более дисциплинированным и делал, то что нужно делать, даже если ему порой этого особо и не хочется или наоборот предоставить ему возможность развиваться со своей скоростью и заниматься, когда у него есть к этому желание.
Всегда когда, что-то делаешь в первый раз, нужно какое-то время, чтобы набраться опыта и понять, как будет лучше и выработать какой-то подход, к конкретной ситуации и конкретной задаче.
Недавно разговорился с художником, который, преподаёт рисование моему сыну. Он рассказал историю, о том, что какие-то предметы в школе ему совершенно не давались и учителя, и гнобили его, и обзывали, и призывали, и угрожали. Пророчили, что ничего и никогда из него не выйдет! Я просто подумал, в этот момент, что вот передо мной стоит талантливейший художник, у которого выставки его работ проходят по всему миру, совершенно замечательнейший и добрейший человек, с которым даже просто поговорить очень интересно и познавательно. И вопреки всем, пророчествам учителей, определённых предметов, в школе, он состоялся как личность, потому что следовал зову своего сердца. Не пытался успеть везде, а продвигался только в том направлении, которое было созвучно его душе.
Я задумался, чему бы я хотел научить своего сына? Однозначно я не хотел, бы просто насильно запихивать в него знания, которые могут ему и вообще не пригодиться в жизни, однозначно я не хотел бы гнаться за оценками и привить своему сыну желание лишь в целом получать хорошие оценки, но не более того. Я хотел бы, чтобы он нашёл своё призвание, чтобы он углубился в какие-то сферы, которые ему действительно нравятся. Поэтому моя задача, найти то, что созвучно его душе. И я даже совершенно не расстроюсь, если он не свяжет свою жизнь со спортом, как это пытался делать я.
В воспитании детей есть несколько результатов самого этого воспитания, как это мне представляется, и подтверждение этому, я нашёл в некоторых умных книгах о воспитании.
Во-первых, как я уже сказал, помочь ребёнку найти, то чему созвучна его и душа и то, что он будет делать с радостью и вдохновением, в течении всей своей жизни. Он должен сделать вывод о своих способностях, врождённых талантах, раскрыть их и в какой-то момент найти своё предназначение в этой жизни.
Во-вторых, мне хотелось бы научить своего сына самомотивации и самоорганизованности, чтобы он научился учиться самостоятельно. Мог организовывать свои действия, мог сам себя занять, и нести ответственность за свои поступки. В связи с этим, я не стремлюсь забить расписание своего сына, различными мероприятиями настолько, чтобы он просто не мог вздохнуть. Я оставляю, ему значительный промежуток времени на игры, на друзей и на те вещи, которыми хочет заниматься именно он. Иногда, когда он играет, я вижу, какой он гораздо больше, чем когда, приструняю его и рассказываю ему каким он должен быть. А во время самой учёбы, если у него проявляется к чему-то особый интерес, то мы занимаемся именно этим, отбрасывая расписание и условности.
В-третьих, я хотел бы, чтобы у него оставался хороший эмоциональный след от учёбы в целом. Чтобы у него остались хорошие воспоминания о времени учёбы. Поэтому, важно какой учитель, будет его учить! Любит ли этот учитель свой предмет, интересно ли он его преподаёт и т.д. Сейчас спустя 20 лет после окончания школы, у меня осталось только несколько очень хороших воспоминаний, о нескольких учителях, сумевших затронуть моё сердце и привить любовь к своему предмету.
В-четвёртых, во время обучения, я хочу, чтобы у него сохранились хорошие и эмоционально близкие отношения со мной, то есть с родителем. Чтобы он знал, что я всегда на его стороне, что я не буду считать его глупым или тупым, даже если ему об этом скажут в школе. Что для меня важнее он сам как личность, чем его оценки или усвоенные знания. Я хочу, чтобы в процессе обучения у нас всегда сохранялись любящие и доверительные отношения.
В-пятых, это знания. Они тоже необходимы, но не должны стоять во главе угла. Прочитал статью, про парня вундеркинда, который в 19 лет, уже учился на 3-м курсе университета и работал программистом, но при этом подсел на какую-то дурь и не сумев совладать с неразделённой любовью, убил свою бывшую подружку, а потом и себя. Он был единственным ребёнком в семье, она была единственным ребёнком в семье, он разрушил не только свою судьбу и судьбу этой девушки, но и судьбы её и своих родителей как минимум. И знания совершенно не помогли ему. Поэтому, знания – это только вершина пирамиды в воспитании, а в основание необходимо заложить воспитание характера и воспитание сердца. Пусть мой сын станет сперва, хорошим человеком, знающим ценность своей жизни и жизни других людей. А уже после этого станет умным человеком, который сумеет применить знания, для улучшения мира, в выбранной сфере деятельности.