Епископ Евтихий: Почему я против крещенских купаний

Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин.

Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу — тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться — отвечал так: «Написано: „не искушай Господа Бога твоего“. Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим.

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо — прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…»

Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским… Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество — собственное тело, а их религия — дремучее суеверие, и на святыню им плевать.

В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния.

Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами посвященными Богоявлению — общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения!

Описав суеверный обычай «крещенского» купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье — не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» — говорит Христос в Евангелии, вот в чем всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии.

Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним.

+ епископ Евтихий

епископ Домодедовский, викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

http://baznica.info

 

Здравая (ИМХО) точка зрения у православного епископа. Помнится, в прошлом году был случай массового отравления крещенской водой в каком-то городе. После него еще выступали обозленные жители и ругали то ли православную церковь, то ли самого Бога. А в этом году были и вот такое эпизоды:

Молодых москвичек спасли после неудачного Крещенского купания

Спасателям пришлось вытаскивать из-под воды двух девушек, неудачно спустившихся в майну (прорубь для купания) на Химкинском водохранилище во время Крещенских купаний. Об этом агентству "Интерфакс" сообщил 19 января источник в правоохранительных органах.

"Около двух часов ночи на Химкинском водохранилище, в месте, организованном для купания, 25-летняя девушка поскользнулась и ушла под воду", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что спасателям понадобилось около десяти минут, чтобы достать из воды пострадавшую и передать ее врачам, она была госпитализирована.

Примерно через 40 минут на том же водохранилище произошел еще один инцидент.

"При спуске в майну потеряла сознание 19-летняя девушка. Спасатели быстро вытащили ее из воды и передали дежурившим медикам", - сообщил собеседник "Интерфакса".


Напомним, что главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, общавшийся накануне с журналистами, в целом одобрил традицию купаться в проруби на Крещение, но порекомендовал россиянам, которые собираются совершить этот ритуал, учитывать состояние своего здоровья.

"Традиция окунаться в прорубь, безусловно, хорошая. Но ее надо соблюдать предусмотрительно, сверившись с состоянием здоровья", - сказал он РИА "Новости".

Онищенко предостерег от купания россиян, страдающих от хронических заболеваний, и добавил, что окунаться в прорубь нужно в специально оборудованных местах.

"Нужно, чтобы при этом были соблюдены соответствующие канонические традиции, чтобы водоем, в который вы окунаетесь, соответствовал нормам с точки зрения качества воды - прежде всего по бактериологическим и химическим показателям, которые предъявляются к водоемам для купания", - сказал он.

Онищенко напомнил, что в прошлые годы были случаи массового заражения людей после купания в иордани. Он также назвал кощунством, когда люди употребляют алкоголь во время этого священного действия. 

http://www.maranatha.org.ua

Но меня лично озадачило в свое время следующее. Интересные линейные события выстраивает православная традиция через свои праздники. Рождество-Крещение-Великий Пост-Распятье-Пасха. Одно как бы плавно вытекает из другого. Грустное (да!) рождение Мессии, затем через много лет, но в цикле чуть ли ни сразу Крещение, за которым идет Великий Пост (ну как и в Писании) и следом Распятье. Получается так, что, живя в этом цикле, верующий подводится к мысли, что в Крещении было нечто такое, что привело к Распятью, и о чем постился и молился Иисус. А именно - в самом Иоанне Крестителе, в его невыполненной миссии. То, что в Писании распределено равномерно, на протяжении многих лет, в православном праздничном цикле связано одно с другим. Убеждена, что это один из примеров того, как Бог готовился к пришествию Мессии и хоть как-то подталкивал людей на протяжении христианской истории, чтобы помочь им понять Истину.

Комментарии

Очень интересно. Спасибо.

Очень интересно. Спасибо. Полезно было подумать

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru