Духовное питание и здоровье

Духовное питание и здоровье

Говорят, земля во всех своих подробностях является отражением небес.

Духовное питание сродни физическому. Как его недостаток, так и, в особенности, избыток в сочетании с нехорошим пищеварением приводит к расстройству здоровья и даже смерти. Посудите сами. Когда мы давно не кушали - мы бываем голодны, когда в жизни не случается ничего интересного — мы чувствуем скуку. Как первое, так и второе состояние всё реже присуще современному человеку, живущему в условиях материального и духовного изобилия. Всё вокруг нас насыщено информацией к нам обращённой: зрелищное кино, радио, интернет со своими соцсетями и неограниченными ресурсами, где «найдётся всё», не говоря уже о газетах, журналах и т. п., которые уже читают всё меньше, предпочитая им интерактивные электронные гаджеты всякого рода. Информация (как и питание обычное) стекается к нам полноводной рекою, без учёта человеческих ограничений, установленных Богом и природой. Каковы эти ограничения? Они свои у каждого из нас. Бывают люди большие и маленькие, женщины и мужчины, офисные работники и портовые грузчики... У каждого в питании свои потребности и предпочтения.


В отношении физического мира — тут всё видимо и измеримо. Например, размер нашего живота. Когда мы чувствуем себя счастливее: если он, живот, набит до отказа или когда пуст от голода? (В согласии со словами Пр.Муна из речи «Когда мы удовлетворены»(­:) Человек скудно питавшийся последние несколько месяцев предпочтёт наесться, но среднему человеку дискомфорт от переедания выдерживать гораздо труднее, чем голод. Более того, как нам известно, голод является лечебным средством от многих болезней, организм, свободный от постоянной работы по разрушению и усвоению пищи, начинает сам наводить в себе порядок. Те же процессы происходят и в духовном плане. В состоянии недостатка входящей информации мы начинаем всё больше думать над тем, что уже услышали, увидели, прочувствовали; начинаем усваивать, приводя это в соответствии с личным мировоззрением, укладывая в рамки собственной системы ценностей. Идея не нова, такие же мысли мы встретим у всех «великих».

Альберт Эйнштейн: «Никогда не запоминайте того, что можете найти в книгах».

Толстой Лев Николаевич «Круг чтения»:

9 ЯНВАРЯ (Знание)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

1

Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к Опознанию предмета до тех пор, пока буду предполагать, что мое отношение к нему установлено ученым человеком. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему как к чемуто совершенно чуждому.

Торо

2

Непрерывный приток чужих мыслей должен задерживать и заглушать собственные, а за долгий период времени — даже совершенно ослаблять силу мысли, если она не обладает в высокой мере упругостью, чтобы сопротивляться этому неестественному притоку. Вот чем постоянное чтение и изучение расстраивает голову, а также еще и тем, что система наших собственных мыслей и познаний утрачивает свою цельность и непрерывную связь, если мы так часто произвольно прерываем ее, чтобы уделить место совершенно чуждому ходу мысли. Разгонять свои мысли, чтобы дать место книжным, — по-моему, все равно что продавать свою землю, чтобы повидать чужие, — в чем Шекспир упрекал туристов своего времени.

Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нем. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли и давать им ход. Эта привычка затем вкореняется, и тогда мысли уж идут обычной дорожкой подобно ручейкам, отведенным в канавы: найти собственную, новую мысль тогда уже вдвойне трудно. От этого-то и встречается так редко самостоятельность мысли у ученых.

Шопенгауэр

3

Знание подобно ходячей монете. Человек имеет отчасти право гордиться обладанием ею, если он сам поработал над ее золотом и пробовал ее чеканить или по крайней мере честно приобрел ее уже испробованною. Но когда он ничего такого не делал, а получил ее от какого-то прохожего, который бросил ее ему в лицо, то какое же основание имеет он гордиться ею?

Джон Рёскин

4

Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много.

5

Заслуга величайших мыслителей состоит именно в том, что они, независимо от существовавших до них книг и преданий, выражали то, что сами думали, а не то, что думали или прежде жившие, или окружающие их люди.

Так же точно и каждый из нас должен подстерегать и улавливать те светлые мысли, которые, подобно искрам, от времени до времени вспыхивают и разгораются в нашем сознании. Для каждого из нас подобные внутренние просветления имеют гораздо больше значения, нежели созерцание и изучение целого созвездия поэтов и мудрецов.

Эмерсон

6

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

————————

Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать.»

Кроме правильного питания у здоровья человека есть ещё несколько важных составляющих материального плана: хорошая среда обитания, должная физическая нагрузка, дыхание, гигиена и т. п. Здесь поговорим о питании. Мы знаем, что существует здоровая пища, не очень здоровая, совсем вредная, и даже просто убийственная — такая как наркотики и алкоголь. Последний разряд, собственно, к питанию не относится — это лишь стимуляторы наших чувств, создающие ложное состояние радости, покоя и удовлетворения. Вот и в духовном измерении есть аналоги всего этого. Здоровая пища — наши наблюдения и ощущения, возникающие от контактов с природой и праведными, хорошими людьми, наше чувство удовлетворения от хороших и добрых собственных дел и поступков, всё приходящее к нам в молитве и сосредоточенной медитации — всё, что питает наше сердце. Чуть худшим, но тоже полезным, будет чтение любимых книг разного рода, лекции, техническая и прочая информация, питающая наш разум и чувства, - всё, что в соединении с нашей мечтою, даёт нам волю и духовную силу к действию, поддерживает нашу решимость. Далее следует зрелищная и тяжёлая духовная пища — кинофильмы, популярные и всякие песни, избирательное времяпровождение в интернете. Далее и ниже — электронные, компьютерные игры, утопание в соцсетях, постоянный телевизор, радио и т. п. - что можно приравнять к духовному пьянству. Самое худшее — духовный наркотик — «наслаждение» при виде порнографии, насилия, убийства и несправедливости, - всё, что полностью противоположно живой и доброй природе нашей души. Соответственно - смерть, как говорил Иисус: не любящий брата своего пребывает в смерти... Или: носишь имя словно жив, но на деле мёртв. Глаза злого, высокомерного и развратного человека мертвы, в то время как глаза человека доброго всегда интересны и «излучают свет».


Что же сказать про процесс оздоровления? Попробуйте сами. Попробуйте ограничить себя для начала в духовной пище вообще, как это делали в своё время монахи в монастырях. Не для того, чтобы навеки уйти от мира, но для того, чтобы в мышлении, молитве и медитации привести в порядок свою душу. Через какое-то время сознание очистится, придёт ощущение тоски, скуки, которое сменится желанием исследовать даже мельчайшие, незаметные ранее вещи, интересом к жизни в целом. Это уже здоровье. Тогда постарайтесь питаться правильно и с неподдельным интересом, чутко реагируя на малейшие поветрия своей души. Не загружайтесь духовной пищей «по привычке», выбирайте самое нужное, общественно полезное, доброе и правильное. Тогда будут и силы для исполнения любой мечты.


То же мы можем с успехом применять и в обучении наших детей. Помните школьные программы прошлого? Всё было правильно, размеренно, спокойно. Знания входили в наши души как проплывающие по небу облака. В духовном голоде, созданном закрытым обществом 1980-х, мы читали учебник по астрономии, Ивана Ефремова, Александра Беляева, и мечтали о полётах на другие планеты, с горящими глазами слушали «Радио Свободы», были готовы смотреть по телеку даже настроечную таблицу. Сравните это с состоянием богатого современного подростка, которого не интересуют уже ни подъём в Альпийские горы на фуникулёре, ни египетские пирамиды, ни бассейны с подогревом, ни миры виртуальной реальности... Учебная программа пытается в изобилии запихнуть в пресыщенные молодые умы никак не лезущую туда информацию, школьники учатся не из интереса, а из страха перед ЕГЭ и из корыстных карьеристских мотивов. Выход простой: освободить своих детей от планшетов, компьютеров, смартфонов, оставаться с ними, присутствовать в их жизни, вместе творить, не быть излишне строгими в отношении не выученных уроков, если ни они ни вы не видите в них смысла. А главный смысл — счастье человека и всего человечества, прочное, долговременное, реальное. Найдя своё место в мире, - обретя своё любимое дело, свою любимую семью, любимую родину, - мы больше никогда не будем деструктивными раковыми клетками на теле человечества.

Духовное питание и здоровье

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru